4226

Загремел под фанфары

Певец Сапаргали Тасбалта попытался заняться бизнесом в сфере дошкольного образования, но в итоге оказался на скамье подсудимых

Загремел под фанфары
Фото из соцсети “ВКонтакте”

С 2010 года в Казахстане реализуется программа дошкольного образования “Балапан”, в рамках которой государство выделяет деньги частным детским садам. Благодаря этому финансированию родители получают возможность оплачивать услуги учреждений по сниженным ценам, также снижается нагрузка на государственные сады. Правда, в некоторых случаях программа “Балапан” помогает не только детям, но и нечистым на руку бизнесменам. Среди них оказался и музыкант Сапаргали ТАСБАЛТА.

26-летний певец вряд ли может считаться звездой первой величины на казахстанской эстраде, однако у него тоже есть чем похвастаться. Один из его музыкальных клипов на песню “Yйлену керек” собрал на YouTube более полумиллиона просмотров. Сюжет видео незамысловат: трое парней куда-то едут в машине, потом отдыхают на природе с красивыми девушками с наращенными ресницами, а общению главного героя с его избранницей мешает пожилой отец. Заканчивается ролик хорошо - певец в итоге добивается расположения дамы.

Есть у Сапаргали и другие видео­клипы, пусть и не такие популярные. Видимо, музыка не приносила исполнителю достаточного количества денег, поэтому в какой-то момент он решил заняться бизнесом в сфере дошкольного образования и открыл свой детский сад. Еще в 2016 году Тасбалта зарегистрировал филиал ТОО “Нұр Сәби” и нашел особняк в Медеуском районе Алматы, подходящий для организации садика. После этого молодой коммерсант отправился в акимат района, где договорился о включении своего дошкольного учреждения в программу “Балапан”.

Певец Сапаргали ТАСБАЛТА, как и положено звездам, публикует в соцсетях каждое значимое событие из своей жизни.

В рамках соглашения Тасбалта взял на себя обязательства обучать в своем саду 50 детей ежемесячно, за что получал весьма солидные суммы. На каждого ребенка государство выделило в 2016 году 20 219 тенге, в 2017-м - 24 040 тенге, а в 2018-м - 26 828 тенге. Плюс предприниматель брал деньги и у родителей на питание детей.

Благодаря контракту по программе “Балапан” в 2016 году певцу было перечислено более 5,7 миллиона тенге, в 2017 году - почти 14 миллионов, а в 2018-м - 9,3 миллиона. Общая сумма составила почти 29 миллионов тенге!

Но вот незадача - детский сад музыканта не пользовался популярностью, это учреждение посещали всего 35 малышей. То есть с самого начала объем государственного образовательного заказа не выполнялся в полной мере. При этом Тасбалта сдавал отчеты в управление образования района, где указывал, что его дошкольное учреждение было заполнено до отказа и все 50 детей на месте. Так продолжалось до осени 2018 года, когда Сапаргали принял решение закрыть свой бизнес.

Это и стало его роковой ошибкой. В отдел образования Медеуского района поступила жалоба от бывших сотрудников детского сада, которым не выплатили заработную плату. Из акимата пришла проверка, которая не обнаружила ни детей, ни собственно садика - ворота были закрыты, территория заросла травой.

Интерес к филиалу ТОО “Нұр Сәби” проявила служба экономических расследований, была назначена проверка, в рамках которой прошел аудит финансовой деятельности компании. Тут-то и выяснилось, что в отчетах детского сада есть значительные приписки и “Балапан” фактически оплачивал образование 35, а не 50 детей. В результате государству был нанесен ущерб в размере 7,5 миллиона тенге!

Преступление владельца детского сада квалифицировали по статье 195 “причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием”. Певец признал вину и объяснил, что на самом деле потратил все деньги, перечисленные акиматом, на содержание дошкольного учреждения. Он ремонтировал здание плюс закрывал все расходы - аренду, зарплату персонала, нанимал дополнительных репетиторов, устраивал детям праздники, поэтому прибыль не получал, были лишь убытки. По этой причине и принял решение закрыть сад, поскольку туда приходилось вкладывать и свои деньги, заработанные пением.

Сапаргали Тасбалта оказался на скамье подсудимых Медеуского райсуда по уголовным делам. Туда же пригласили в качестве свидетелей сотрудников акимата, которые только развели руками: певец всех обманул, предоставлял отчеты, а ему поверили. При этом гос­орган фактически не проверял реализацию программы “Балапан”, а просто перегонял деньги на счета предприятия. И ведь это продолжалось 2,5 года, но никто в акимате района даже не заподозрил, что их могут водить за нос. Открытым остался вопрос, где музыкант мог достать документы реальных детей, фактически его сад не посещавших, но в отчеты попадавших.

Сапаргали Тасбалта был приговорен к двум годам ограничения свободы, а также к 100 часам принудительного труда ежегодно, поскольку он официально нигде не трудоустроен. Приговор вступил в законную силу.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото со страницы Сапаргали ТАСБАЛТЫ “ВКонтакте”, Алматы

Поделиться
Класснуть