Бомжи - цветы жизни
20 июня должно было состояться торжественное открытие элитного детского сада в здании скандально закрытой два года назад школы “Стикс” - первого в стране успешного примера ГЧП, реализованного еще в 1994 году. “Наилучшие пожелания, самое главное - здоровья, счастливой жизни и вообще!” - торжественно встретили журналистов обосновавшиеся в школе вместо детей бомжи. Это для них, получается, два года назад экстренно разгоняли учителей и учеников, среди которых были дети-инвалиды, имевшие возможность учиться только в “Стиксе” с его комфортными условиями?..
У павлодарских чиновников уже есть несколько проблемных объектов, доставшихся от республиканских ведомств, а они продолжают их коллекционировать. На статью газеты “Время” от 13.6.2019 г. “Акимат не бросит в биде”, в которой рассказывалось о покупке павлодарскими властями за 2 млрд 822 млн тенге брошенного национальной компанией “КазТрансОйл” девятиэтажного административного здания, отреагировало АО “СПК “Павлодар”. В этом акиматовском АО, которое теперь управляет зданием, заявили, что собираются хорошо зарабатывать на аренде помещений.
“Здание по адресу: Луговая, 16, было приобретено в рассрочку на 10 лет. Определённые офисы, помещения будут даны в аренду, поэтому здание будет выкупаться за счет аренды”, - заявили в АО (орфография и пунктуация сохранены. - Ред.). То есть, для того чтобы просто отбить стоимость покупки, в год надо получать от аренды 280 млн тенге. Смогут ли чиновники на сей раз показать себя коммерсантами, если учесть, что они не знают, что делать с другими доставшимися им зданиями?
К примеру, раньше инвесторов, которых сейчас зазывают в девятиэтажку “КазТрансОйла”, пытались отправить... в тюрьму. Комплекс для пожизненно заключенных стоимостью 3,86 млрд тенге по ценам 2004 года свалился на голову павлодарского горотдела финансов в 2013 году сомнительным подарком от комитета уголовно-исполнительной системы. Расположен он рядом со свободной экономической зоной, и площадей здесь хоть отбавляй - целых 12 га! Соответствующие мировым стандартам одиночные (для проштрафившихся), четырех- и шестиместные камеры, в каждой из которых были предусмотрены умывальник, душ и туалет, административно-бытовой комплекс, медпункт, котельная, вспомогательные объекты, - все это в 2013-м оказалось КУИС ненужным. Тогда вдруг обратили внимание, что тюрьма рассчитана на полторы тысячи человек, а с 2003 года, когда в стране объявили мораторий на смертную казнь, к пожизненному заключению было приговорено всего 118.
Акимат, конечно же, пытался куда-нибудь эту тюрьму пристроить. В 2014 году было объявлено, что она станет индустриальной зоной, в которую хлынут десятки инвесторов с новыми предприятиями. В 2015-м власти предложили инвесторам приспособить камеры под офисы. В 2016 году спрашивали, не желает ли кто-либо открыть здесь гостиницу. В 2017-м комплекс трижды пытались продать посредством электронных торгов, однако покупателей на него не нашлось. С тех пор информации о том, что тюрьму пытаются продать или сдать в аренду, не поступало. Видимо, чиновники выбились из сил.
Грозит ли подобная участь экибастузскому учебному центру на болоте, за судьбой которого с особым интересом следит наша газета, пока сказать сложно. Власти уверяют, что, после того как они наконец завершат этот подброшенный им Министерством образования долгострой, уже обошедшийся в восемь миллиардов, придумают, кого там учить. Но пока никакой конкретной информации ни по специальностям, ни по кадрам для нового учебного заведения никто не дает.
В отличие от тюрьмы и центра на болоте, доставшихся павлодарским чиновникам благодаря изобретательности кого-то сверху, проблему со зданием школы “Стикс” они придумали себе сами. Два года назад внезапное закрытие этой государственной школы, финансируемой из бюджета, где родители оплачивали дополнительные факультативные занятия, сопровождалось небывалой войной компроматов, гремевших на всю республику.
- Имущественный комплекс, который находится в городской коммунальной собственности, мы планируем задействовать по его прямому целевому назначению, то есть под детский сад на 280-300 мест для детей с особыми потребностями, имеющих нарушения речи, - объясняла тогда позицию властей руководитель отдела образования города Гульжан КАДЫРБАЕВА. - Для проведения реконструкции здания, благоустройства территории - беседок, теневых навесов и асфальтирования, а также для укрепления материально-технической базы и приобретения всего необходимого оборудования для пищеблока и прачечной, мебели для игровых комнат и спален отделом строительства Павлодара разработана проектно-сметная документация с ориентировочной суммой затрат 237 млн тенге.
Коррекционный садик, по заверению властей, должен был заработать в конце 2018 года. Но так и не заработал. После того как в декабре прошлого года наша газета поинтересовалась, почему же здание полтора года стоит заброшенным, власти еще три месяца думали, после чего было объявлено об открытии элитного детского сада.
- В языковой студии Languagemix малышам будут преподавать английский, казахский, китайский и корейский языки, - пообещал на пресс-конференции в марте представитель частного инвестора, получившего садик в доверительное управление на 15 лет. - Откроем несколько студий: музыкально-ритмическую, балета, актерского мастерства, анимационную, а также студию “Улытау”, где ребят будут учить играть на домбре, кобызе, сакпане. Оборудуем солевые шахты, установим велотренажеры, внедрим IT-технологии. Это будет единственный в Павлодарской области современный садик.
По желанию родителей он будет работать до восьми вечера и в выходные дни. Оплата - от 40 тысяч тенге и выше.
В итоге бомжи живут здесь бесплатно и на китайском не говорят.
Ольга ВОРОНЬКО, фото и видео автора, Павлодар