16766

Взяточный рассказ

Скандальная история с массовым арестом таможенников южного Казахстана обрастает новыми подробностями. Чего стоит, к примеру, только одно исчезновение двухсот тысяч долларов, проходящих по делу как вещдоки

Взяточный рассказ

Напомним, 15-16 февраля прошлого года сразу в нескольких областях Казахстана в ходе крупномасштабной спецоперации были задержаны 35 сотрудников таможенных и правоохранительных органов, а также люди, задействованные в околотаможенной сфере. Они подо­зревались в экономической контрабанде, создании, руководстве и участии в организованной преступной деятельности и транснацио­нальных организациях, а также во взяточничестве. Аресты прошли в Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях и Алматы. Причем из 35 задержанных 16 оказались сотрудниками южноказах­станской таможни и их пособниками. Это на их “подвигах” отдельно остановилась официальный представитель Генеральной прокуратуры Оксана ЛОСКУТОВА.

- На казахстанско-узбекистанском участке государственной границы таможенники получали взятки за ускоренное прохождение товаров через пункты таможенных пропусков, - сообщила на специально организованном брифинге Лоскутова. - Причастные к контрабанде лица предпринимали попытки заручиться покровительством со стороны специальных и правоохранительных органов путем передачи крупных денежных вознаграждений.

Для наглядности Генпрокуратура продемонстрировала оперативную съемку с кадрами арестов, обысков, процедуры изъятия денег.

Конечно, все 76 обысков, проведенных в ходе задержания таможенников, в этот ролик не поместились. Лоскутова лишь обозначила, что у подозреваемых были изъяты доллары и тенге, правда, конкретную сумму не назвала. Зато, по нашим данным, только у южноказахстанских таможенников и их подельников было найдено около 200 тысяч долларов. При задержании были обнаружены машины с контра­бандой, а также таможенные декларации, правоустанавливающие и бухгалтерские документы.

С санкции суда почти все руководство и сотрудники таможенных постов “Сарыгаш”, “Капланбек”, “Атамекен” и “Казыгурт” отправились в следственный изолятор. Тринадцати подозреваемым инкриминировалось “получение взятки”, еще троим арестованным - “пособничество в получении взятки”.

Вести следствие поручили межведомственной следственно-оперативной группе, большую часть которой составляли столичные асы. Распутывая преступный клубок, “важняки” добрались до самых верхов и в начале прошлого лета задержали заместителя руководителя департамента госдоходов ЮКО Нуржана ТЕНЛИБАЕВА. 

Заместитель руководителя департамента госдоходов ЮКО Нуржан ТЕНЛИБАЕВ.

Расследование заподозрило его в организации и руководстве схемы системного получения взяток на таможенных постах региона и предъявило высшему чину обвинение по статье “получение взятки в особо крупном размере в группе лиц”. Об этом в июне 2018 года сообщили в Аль-фарабийском районном суде Шымкента. Именно там была дана санкция на арест Тенлибаева.

Начиная с этого момента официальные лица поймали тишину. Не сподвигло их на комментарии даже запущенное некоторыми СМИ видео “царских хором”, в которых якобы обитал Тенлибаев. На деле же приписанный журналистами Тенлибаеву особняк принадлежал шымкентскому ресторатору средней руки. Следствие безмолвствует до сих пор. Зато не молчат адвокаты. Юристы говорят, что борцы с коррупцией не только нарушают права их подзащитных, но и попирают нормы Уголовно-процессуального кодекса.

- Официально они объявили, что следствие закончено, но фактически следственные мероприятия продолжаются, - констатирует адвокат Бекембай АШИРОВ. 

Адвокат Бекембай АШИРОВ.

- Сроки поджимают, и чтобы из Генпрокуратуры им не “прилетело”, они торопятся отрапортовать, что следствие окончено. Кроме того, только Генпрокуратура вправе давать санкции на продление ареста подозреваемым, которые находятся в СИЗО уже более шести месяцев. Опять же, обходя Генпрокуратуру, они (антикоррупционщики - З. М.) продлили срок содержания у городского прокурора, а это вопиющее нарушение УПК!

Аширов оспорил это в суде и добился, чтобы его подзащитного отпустили из СИЗО под домашний арест. Этот прецедент стал толчком для других адвокатов, и сейчас они работают над тем, чтобы хотя бы до суда вытащить своих подзащитных таможенников из кутузки.

Однако у следователей есть другие причины для затягивания окончания дела, полагает один из наших инсайдеров. Источник из правоохранительных органов на условиях анонимности рассказал о скандале, который борцы с коррупцией очень не хотят предавать огласке.

- По УПК, отдавая на ознакомление адвокатам и подозреваемым материалы уголовного дела, следователь обязан предоставить им перечень, в котором указываются не только все тома и папки, но и подробная опись всех вещдоков, - поясняет инсайдер. - Должно быть прописано все: начиная с номеров изъятых купюр до марки автомобиля и прочее. Следствие этого не сделало. В ответ адвокаты потребовали соблюдения норм УПК. Тут-то и выяснилось, что изъятые в ходе обысков у таможенников деньги исчезли! В коробке, где они хранились, вместо 200 тысяч долларов оказалась обычная бумага!

По словам нашего информатора, эти деньги в качестве вещественных доказатель­ств по делу таможенников до исчезновения находились в камере хранения туркестанского департамента Агентства по противодействию коррупции вместе с вещдоками других уголовных дел. Следователи кинулись искать пропажу и по номерам банкнот нашли часть в одном из банков.

Оказалось, их сдал туда сотрудник туркестанского департамента агентства по борьбе с коррупцией. Вытащили сотрудника. Он показал, что немногим ранее суд по одному из дел, которые расследовал департамент, постановил: изъятые у преступников 40 тысяч долларов обратить в доход государства. Следователь так и поступил.

Далее следствие вышло на сотрудницу департамента по противодействию коррупции. Ее имя, памятуя о презумпции невиновности, мы не называем. Женщина раскаялась и рассказала, что в 2015 году у нее обнаружили цирроз печени. Чтобы выручить деньги на дорогостоящее лечение, она продала собственную квартиру и перебралась с тремя несовершеннолетними детьми на съемную. Зарплаты не хватало ни на жизнь, ни на лекарства. И тогда мать-одиночка вытащила из камеры хранения 190 тысяч долларов и 13 миллионов тенге. Пытаясь скрыть преступление, недостачу вещдоков одного уголовного дела, когда его расследование подходило к финалу, она перекрывала деньгами из других уголовных дел. Даму арестовали.

На минувшей неделе, возможно, из-за этой растраты были отстранены от должности заместитель начальника департамента по противодействию коррупции по Туркестанской области Абдулкасым ЖОРАБЕКОВ, начальник следственного управления департамента Галымжан МАМАТАЕВ и руководитель следственной группы.

Тем временем адвокаты продолжают засыпать следственный суд исками на бездействие следственной группы при ознакомлении их с материалами дела таможенников. Если дело пойдет и дальше такими же темпами, говорят юристы, то только чтение всех 150 томов затянется на год, а то и больше.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора и из открытых источников, Туркестанская область

Поделиться
Класснуть

Свежее