Пистолет, которого нет
В то, что Марат БАЙТЛЕСОВ (на снимке) выживет после ужасной аварии, не верил никто. Но он выкарабкался назло врагам. А потом обнаружил, что, пока он находился при смерти, на него успели навешать всех собак: вину в ДТП, обвинение во взяточничестве и… приобретении оружия!
Почти два года назад мы рассказывали о том, как полиция в течение 15 месяцев волокитила расследование обстоятельств аварии, в которой пострадали Марат и его семья (см. “Прокатился чиновник на тракторе…”, “Время” от 3.11.2015 г.). Оказалось, что настоящие виновники той трагедии - семья чиновников, работающих в областных властных структурах. Видимо, поэтому привлекать их к ответственности полицейские не видели никакой возможности. Однако после нашей публикации дело Байтлесова взяли на карандаш в МВД, и справедливость наконец восторжествовала.
Но возник еще один отголосок той страшной передряги: Байтлесова недавно вызвали в полицию и поинтересовались, почему он не появляется в органах.
- Я удивился, - говорит мой собеседник, - думаю, может, какие-то еще от меня показания требуются. А мне говорят: “Приходить сюда - ваша обязанность, ведь вы владелец оружия с 2013 года”. И показывают мне свидетельство, выписанное на мое имя. Стоп, говорю, это же не простая бумажка, здесь должна быть моя подпись. Они отвечают: “Конечно, вот она!” И я уже чуть ли не кричу: “Да это же подделка!” Сотрудники в лице изменились и говорят между собой: “Вот Лена с…, подставила!” Как я узнал позже, некая Елена ЯНОВА - это бывшая супруга владельца специализированного магазина “Беркут”.
Напомним, Марат, до того как надолго попасть в больницу, работал директором рудненского филиала одного из крупных банков. Однако после реабилитации он, к своему удивлению, стал получать отказы в устройстве на работу.
- Я ничего не мог понять: мне сообщают, что собеседование я прошел успешно. А потом вдруг говорят: на работу тебя не возьмем, - вспоминает Байтлесов. - Меня не то что в руководящий состав, а даже простым специалистом никуда не хотели брать! Пытаюсь узнать, в чем причина, а в ответ многозначительное молчание. Но как-то после очередной такой попытки устроиться на работу моя бывшая коллега по секрету сказала: “На тебя есть заявление, что ты получил взятку. Ты в черном списке”.
После такого откровения пазлы этой почти невероятной истории стали складываться сами собой, ведь Байтлесов в результате собственного расследования выяснил немало интересного.
- Оказывается, сообщение о том, что я получил в виде незаконного вознаграждения пистолет, поступило от одного из супругов Яновых, которые после развода занимались дележом имущества, - говорит Марат. - Выяснилось, что одно из принадлежавших им зданий в центре Костаная находится в банковском залоге, а 30-миллионный кредит под него несколько лет назад выдал я. То есть зданием невозможно было распорядиться, пока владельцы не рассчитаются с банком. Видимо, поэтому супруга хозяина бизнеса заявила, что кредит был выдан незаконно, так как она не давала своего согласия! И якобы мне в благодарность за одобрение выдачи кредита был подарен пистолет. Думаю, прознав о том, что я вот-вот умру, этот человек решил воспользоваться ситуацией в своих интересах и попытаться освободить здание от залога.
Заявление о “пистолетной взятке” вызвало проверку Нацбанка в филиале, которым заведовал Байтлесов. Никаких нарушений обнаружено не было, тем более что стоимость залога намного превышала сумму кредита. Интересно, что когда вопрос о спорном здании дошел до суда, там выяснилось, что у экс-супруги на него нет никаких прав, так как хозяин бизнеса купил его задолго до оформления брачных отношений.
Пытаясь хоть что-то прояснить, Байтлесов вновь отправился в полицию и попросил показать пакет документов на его имя, необходимых для разрешения на владение оружием. Представьте себе, все положенные по закону справки оказались на месте! Но надо ли говорить, что Марат, как он сам утверждает, этих документов не получал и в полицию их не предоставлял. Кто же их выправил? Кто потом их принял? Кто на основании поддельных документов выдал разрешение на ношение оружия человеку, прикрывшемуся именем Байтлесова?
Вскоре он получил письмо удивительного содержания из УВД г. Костаная, в котором утверждалось: “Нарушений по выдаче разрешения на приобретение оружия не выявлено. Факт получения вами оружия из специализированного оружейного магазина не подтверждается, оружие передано в ТОО “Коран” г. Алматы. Как владелец гражданского оружия вы не значитесь, произведена корректировка”.
То есть Байтлесова попытались успокоить: мол, не волнуйтесь, все в порядке, к вам претензий нет… Но, извините, возмутился Марат, что это у вас за бардак творится в столь важном и ответственном деле как контроль за оборотом оружия? К тому же выяснилось, что по документам Марат якобы проходил спецподготовку для владельцев оружия в филиале ТОО “УЦ ПО Барс”, о чем выдана соответствующая справка. Конечно же, фальшивая. Также оказалось, что неизвестные оплатили от его имени два вида госпошлины - за регистрацию пистолета и выдачу разрешения на его хранение. В квитанциях, сохранившихся в банковских архивах, стоят поддельные подписи плательщика.
Байтлесов с трудом, но добился назначения расследования, которым занялось управление собственной безопасности (УСБ) ДВД Костанайской области. Там поначалу взялись за дело споро, но вскоре отчего-то охладели. Узнать о том, как идет столь важная проверка, Марат не мог почти год!
Но наконец узнал и удивился еще больше. В апреле ему выдали постановление о прекращении уголовного преследования, датированное… 26 июля 2016 года! И Марат понял: следователь УСБ Ж. МУСЛИПОВ в действиях своих коллег - сотрудников ОВД, поставивших Байтлесова на учет как владельца пистолета по подложным документам, состава преступления не обнаружил!
“У сотрудников… оснований и мотивов… подделывать от его имени заявление, оплачивать за Байтлесова М. А. госпошлину, проходить за Байтлесова специальные курсы по обращению, применению и хранению газового оружия… медицинский осмотр не имеется”. Кто все это сделал, следователь не установил.
Зато он сделал другой, более потрясающий вывод: “Доводы Байтлесова следует расценить критически как способ избежать привлечения к административной ответственности за незаконное хранение газового пистолета”!
- Меня это страшно возмутило, - говорит Марат. - Мало того что следователь работал спустя рукава. Получилось, что я чуть ли не преступник!
Между тем владелец злополучного оружейного магазина Станислав ЯНОВ в ходе расследования заявил (цитирую по постановлению): “Никакого пистолета он Байтлесову в качестве подарка не давал, кредит оформлял на общих основаниях”.
Даже поверхностное изучение этого постановления дает возможность понять, почему его от Байтлесова так долго скрывали. Похоже, все это сделано, чтобы Марат не смог такой документ обжаловать.
Бардак в оружейном хозяйстве и невозможность призвать к ответу виновных приводят к тревожным мыслям. Как не задаться вопросом: где гарантии, что на любого из нас в костанайской полиции не оформлено какого-нибудь пестика (пусть даже газового!) с приложением всех справок и квитанций? А вдруг это оружие, о котором вы ни сном ни духом, кто-то уже использовал при совершении какого-то преступления?..
На этом фоне недавнее присвоение начальнику ДВД Костанайской области Бекету АЙМАГАМБЕТОВУ специального звания генерал-майора выглядит более чем странно. Впрочем, это уже другая песня.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай