Контрабанда убойного действия
Новую схему провоза контрабанды раскрыли в аэропорту Алматы. Воспользоваться ею могли пассажиры, прибывающие из-за рубежа и следующие в другие города Казахстана. Пока они спокойно пьют кофе, ожидая посадку на новый рейс, их багаж в грузовом терминале загружают в самолет… без досмотра! Именно так произошло с грузом жительницы Жанаозена Мангистауской области, пытавшейся ввезти в страну более 50 ювелирных изделий.
44-летняя Назира НУРМЕТОВА - частая гостья на бортах “Эйр Астаны”. В силу своей работы женщина регулярно вылетает за рубеж за товаром. Летает она в основном в азиатском направлении - Таиланд, Китай, Индия. Привезенные вещи, в том числе одежду, ткани, бижутерию, Нурметова продает на базаре в родном Жанаозене.
Очередная поездка за бугор была запланирована на начало марта. Назира Исмаиловна вылетела из Актау в Алматы, откуда направилась в Таиланд. Оттуда она полетела в Дели, а уже из этого города вернулась в Алматы. С собой привезла всего ничего - две сумки с товаром, которые были сданы в багаж. Женщина спокойно ожидала в Алматинском аэропорту пересадку на рейс в Актау, когда к ней подошли сотрудники линейного отделения полиции на транспорте и попросили проследовать в дежурную часть.
Как оказалось, до этого полицейские находились в багажном отделении аэропорта и внимательно следили за тем, как идет разгрузка самолета, прибывшего из Дели в Алматы. Часть пассажиров, как и Нурметова, следовали транзитом дальше. Поэтому их сумки и коробки отложили в сторону, чтобы перед погрузкой в воздушные судна еще раз пропустить через рентген. Ну мало ли что могли прислать из Дели? И тут полицейские заметили: два пакета - один белый, другой черный, отложенные в сторону, не пропустили через рентгеновскую установку. Причем рядом с этим багажом находились только сотрудники таможенного поста. Полицейские решили проверить, в чем тут дело.
Выяснилось, что мешки с вещами принадлежат одной пассажирке - той самой Назире Нурметовой. Ее пригласили в багажное отделение, где она узнала свой багаж и... сразу же призналась, что внутри находятся незадекларированные изделия из серебра. После этого был проведен осмотр багажа с тщательной регистрацией всего содержимого. В одном пакете были сложены 17 ценных предметов - серьги, браслеты и кольца. В другом улов оказался гораздо солиднее - почти 70 различных ювелирных изделий, предположительно из золота и серебра. “Предположительно” потому, что установить точно, из какого металла эти изделия, может только экспертиза.
Полицейские провели все необходимые процессуальные действия, и дело было передано в департамент госдоходов. Там и должны решить, как именно наказывать контрабандистку Нурметову. Пока ей грозит штраф за ввоз незадекларированных ювелирных изделий. И на этом история может закончиться, хотя без ответов осталась пара важных вопросов.
Почему груз именно гражданки Нурметовой был отложен в сторону и не досмотрен с помощью рентгена? Откуда сотрудники, находившиеся внутри багажного отделения аэропорта, точно знали, что именно эти пакеты не нужно пропускать через “Рапискан”? Ну и, наконец, самый важный вопрос: будут ли следователи ДГД устанавливать, кто именно приложил руку к облегченному варианту досмотра груза Назиры Нурметовой? Будем надеяться, что в департаменте госдоходов со всей ответственностью подойдут к выяснению этих обстоятельств.
В связи с этим вспоминается случай, произошедший летом 2004 года. Из московского аэропорта Домодедово почти одновременно вылетели два самолета - один в Сочи, второй в Волгоград. Оба лайнера потерпели крушение. Как потом установила проверка, самолеты были взорваны в небе террористками-смертницами. Шахидки прошли на посадку без досмотра, а помог им в этом сотрудник полиции Михаил АРТАМОНОВ, впоследствии осужденный на 6 лет. Помогали ему сотрудник авиакомпании и продавец билетов, но все же главную работу сделал полицейский, что и привело к двойной трагедии.
Понимают ли сотрудники, “случайно” не досмотревшие багаж, чем может обернуться такая халатность? Остается лишь надеяться, что этот канал ввоза контрабанды в Казахстан больше работать не будет.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы