3851

Чем Царевна-лягушка лучше Фионы

Как в психдиспансере мультики смотрели

Павлодарские прокуроры дали задание психологам областного психоневрологического диспансера посмотреть мультфильмы, транслируемые на территории респуб­лики, чтобы узнать, какое воздействие оказывают они на детей. Получив документ, подписанный сотрудниками патопсихологической лаборатории диспансера, местные надзорники немедленно отправили его в Генпрокуратуру. Сейчас с выводами павлодарских врачей знакомятся эксперты, а мы решили рассказать, что особенно зацепило психологов. 

Распределив между собой детские каналы, сотрудники патопсихологической лаборатории включили телевизор и засели за просмотр всего, что там показывают. Первым под раздачу попал “Шрек”. Из заключения патопсихологической лаборатории: “В мультфильме “Шрек” виден яркий пример уродования женщины. Здесь главной героиней уже становится не царевна, которая превратилась из жабы в красавицу, а, наоборот, зеленое чудовище - огра, в которое превратилась принцесса… Можете ли вы представить себе Царевну-лягушку, которая дерется, как мужчина?.. Такие мужеподобные женщины приводят к смешению роли полов в жизни, а при определенных условиях это может вызвать глубокую сексуальную дез­ориентацию у молодых людей… В поведении американских мультгероинь нет чистоты и целомудрия - того, что отличает кинопродукцию для детей от фильмов для взрос­лых. Вот и Шрек, волоча свою подружку, как мешок, заигрывает с ней, как с уличной девкой. И ей это нравится. Заметьте, в наших мультфильмах героинь не таскают, не бьют, не хватают за что попало, потому что это не женственно, не целомудренно, не нормально”.
- А вот мне кажется, что этим превращением авторы просто хотели показать, что главное - быть красивым не снаружи, а внутри, - поделилась я своим мнением с сотрудниками патопсихологической лаборатории.
- Эта мысль в мультфильме тоже присутствует, но она не отменяет и другой подоплеки, - ответила заведующая лабораторией Райхан КУБЕНОВА (на снимке - справа). - Мы не говорим, что все это однозначно. Мы выразили свое мнение, его можно оспорить, согласиться или нет. В мультфильме есть позитив, негатив, мы говорим о том, чтобы взрослый помогал ребенку воспринимать информацию так, как нужно. Чтобы ребенок не сам это переваривал. Возьмем эпизод из “Шрека”, когда птичка раздувается и лопается от пения главной героини. Наверное, многие родители наблюдали, как смеялись дети во время просмотра этого отрывка, а значит, вы сами были свидетелями того, как на наших глазах чужие люди меняют психику и нравственные мерила наших детей. Ведь это не просто сцена “красивого убийства”, это измерение отношения к смерти.
- Вы не преувеличиваете? А мультфильм “Ну, погоди!” с вечно калечащимся волком советских детей не уродовал?
- Любые народные сказки можно проинтерпретировать так, что они вредны и имеют сцены насилия, - согласилась психолог Елена РУСИНА (на снимке - в центре). Но есть ли в наших сказках хоть одна положительная героиня, которая ведет себя жестоко и убивает? Нет. Главных героинь всегда сопровождало пение соловушки, цветы. А что с соловушкой и его потомством делает огрша из “Шрека”? Она убивает его, а из будущих птенцов жарит яичницу. Кроме того, ради развлечения позднее убивает лягушку и змею, надувая их, как воздушные шары. Волк, во всяком случае, всегда живой оставался и невредимый, а сейчас идут мультики, в которых герой в каждой серии умирает какими-то разными способами.
Неизгладимое впечатление на павлодарских психологов произвел “Южный парк”. Из заключения патопсихологической лаборатории: “Американский многосерийный мультфильм “Южный парк” (англ. South Park), который в 2005 году получил премию “Эмми”, - это жестокое высмеивание традиционных образов поведения и грязная пропаганда насилия и извращений. Основу сюжета составляют приключения четверых мальчиков-школьников и их друзей, которые живут в маленьком городке Саус-Парк, штат Колорадо. Один из главных персонажей Эрик - вульгарный, агрессивный, имеет нездоровые садистские наклонности, часто смеется над другим персонажем из-за его бедности. Кенни - повернутый на туалетном юморе. Кенни выступает в роли жертвы, которую почти в каждой серии ужасным способом убивают, но в следующей он снова возрождается… Не менее ужасным образом показаны и родители главных героев - недоразвитыми, алкоголиками, деспотами, гомосексуалистами, а матери - истеричками, проститутками, порнозвездами, убийцами и т. д. Так что не будем удивляться падению семейных ценностей в тех странах, поколение которых росло на подобных мультфильмах”.
Для тех родителей и прокуроров, которые не смотрят вместе со своими детьми телевизор, специалисты ОПНД даже решили для наглядности пересказать некоторые серии этого получившего престижную премию мультфильма: “Школьный повар Джер Макелор часто поет детям песни о менструальном цикле, половых органах, проститутках и пр. Унизительно изображены женщины-учителя, например косоглазая учительница Чоксондик, которая погибла в 7-й серии 6-го сезона. Другая женщина, которая является водителем школьного автобуса, изображена полусумасшедшей истеричкой с немытыми волосами и желтыми зубами. В 13-й серии 8-го сезона убита маньяком… В серии о легализации марихуаны в медицинских целях мужчина умышленно вызывает у себя рак половых органов. К тому же его поступок становится примером для других. В мульт­фильме звучит пропагандистская мысль о том, что каким бы ни был закон, его обойдут, поэтому давайте узаконим марихуану”. 
Не менее эмоционально отреагировали психологи и на мульт­фильм “Монстер Хай” - “некрология полнейшая, прививает игровой интерес к мертвецам, гламурно подает тему смерти, что в подростковом возрасте может привести к попытке суицида”. Японские мульт­фильмы аниме, считают специалисты ОПНД, - это опасное орудие разрушения половой идентификации ребенка. Ну и, конечно, “Симпсоны”, получившие множество голливудских наград, - не что иное, как “пропаганда сексуальных отклонений” с использованием “разных технологий программирования подсознания”.
- Все, что в мире существует негативного, в этих мультфильмах преподносится детям как норма. Авторы тонко и весьма остроумно глумятся над старостью, болезнями, - делится своим мнением психолог патопсихологической лаборатории Нариман АУТАЛИПОВ (на снимке - слева). - Когда мы анализировали, моя работа состояла в опросе родителей. Опрашивал мам и пап, которые приводили ко мне на прием детей, своих знакомых, коллег. Все они соглашались, что в мультфильмах не должно доходить до убийства, нельзя пропагандировать транссексуализм, гомосексуализм, но при этом многие оказались не в курсе, что смотрит их ребенок. Один отец заметил, что сын вдруг стал дико себя вести: бросаться с кулаками на мать, говорить неприличные слова. Отец не мог понять, в чем дело, пока его товарищ не подсказал: “Послушай, да он же в точности копирует Симпсонов!”
- Но сегодняшним детям Баба-яга не интересна. Они не хотят смотреть старые мульт­фильмы и советские сказки -
“Золушку”, “Аленький цветочек” и так далее, - заметила я.
- Дело в ярких красках, заманивающей озвучке и динамичном сюжете новых мультфильмов, - хором согласились психологи. - Идет быстрая смена картинок, когда у ребенка нет времени остановиться и задуматься, проанализировать то, что он видит, все усваивается без критики. До конца досмотрел -
следующий мультик. А в советских сказках сюжет развивается плавно, медленно, размеренно, зрителю предлагается думать. После “Симпсонов” думать уже лень, не хочется, а вот дети, которые не видели этих зарубежных мульт­фильмов, которых родители воспитывали на советских, те продолжают с удовольствием смотреть про Бабу-ягу.
- Зачем же создаются такие калечащие детскую психику мультфильмы?
- Только ради денег, - ответили психологи. - И если мы не можем установить фильтр там, где это закупается, значит, фильтр должен быть в каждом доме, от родителей.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть