2609

Дом, которого нет

Актоты НУРГАЛИЕВА дважды выходила на пикет.

В Уральске около 20 человек живут почти в пещерных условиях

Дом, квартиры в котором жильцы честь по чести приватизировали в эпоху всеобщего разгосударствления, в 2007 году один из уральских чиновников росчерком пера вычеркнул из жилого фонда города, и само здание вместе с людьми вскоре оказалось без благ цивилизации на огороженной территории суровой промышленной зоны.

На карте Уральска нет дома по адресу: 2-й км, строение №3, он не числится в адресном бюро, туда не приходят письма и телеграммы, не приезжает по вызову “скорая помощь”.
- Мы живем здесь с 1988 года, - рассказывает жительница дома Актоты НУРГАЛИЕВА. - Мужу квартиру в этом доме предоставил хлебоприемный пункт, где он тогда работал. Жилье хотя и считалось временным типа общежития, но здесь были свет, вода, мы сажали огород, в общем, жили нормально, не хуже, чем другие. Растили детей, потом внуки появились. Когда вышел закон и сказали, что жилье нужно приватизировать, собрали все документы, три ночи провели у родственников рядом с управлением ЖКХ, чтобы с утра в очередь успевать встать. Потом приглашали специалистов, они обмерили дом, землю, выдали нам документы на полноценное жилье. Вот они, все на руках, - показывает нам женщина.
А в 2007 году земельный отдел городского акимата взял да и переименовал жилой дом в бесхозные постройки и передал прилегающую территорию частной фирме “Каризма”.
- Здесь долгое время был заброшенный пустырь, - продолжает Актоты. - Сначала какая-то строительная база, потом она развалилась, какие-то люди ходили, какая-то техника появилась. Мы постоянно за всем этим не следили - с мужем с утра до вечера на работе. В какой-то день смотрим - забор возводят. Пока соображали, что происходит, за ним начали что-то сжигать, сильный дым повалил в нашу сторону. Стали обращаться в инстанции, везде обещали разобраться, но дальше этого дело не двигалось.
О том, что их вообще как бы не существует, жильцы дома узнали случайно: когда дым стало уже невозможно терпеть, они написали письмо в местный департамент СЭС. Там очень удивились и долго ругались на непонятных жалобщиков - в том смысле, что “откуда они вообще взялись, ведь там промзона!”.
- Вот выкопировка из плана нашей местности, - вступает в разговор еще один жилец дома Сергей КИРПИЧНИКОВ, показывая документ. - В заключение с одной стороны бумаги у них написано, что дома бесхозные. А с другой - план, на котором ясно видно, что наш дом помечен буквой “ж”, то есть жилой! Куда смотрели эти чиновники, непонятно!
Сейчас люди живут прямо посреди промышленной зоны. Найти их дом без проводника невозможно, он буквально заперт между предприятиями. С одной стороны, в метре от домашних окон, огромный бетонный забор, за которым расположены склады и производственные цеха компании “Каризма”. С другой - “живописный” вид на скотоферму (бывший хлебоприемный пункт), до нее от дома около 30 метров. И, наконец, также метрах в 30-40 от забора - железнодорожный терминал двух компаний, занимающихся продажей ГСМ.
- У нас нет воды - колонка, которой мы пользовались, осталась на территории ТОО “Каризма”, и они нам все перекрыли. За водой ходим в школу, около полутора километров отсюда, - загибает пальцы Актоты Нургалиева. - Свет гаснет после того, как железнодорожные составы обрывают обвисшие провода, и происходит это регулярно. Газ нам сюда никто не привозит - ведь нас формально здесь нет! Чтобы вызвать “скорую помощь”, мы называем адрес на улице Деповской, идем туда по нескольку человек - поодиночке страшно, особенно ночью, - и стоим на дороге, машем красным флагом, чтобы нас заметили. А дорога к нашему дому от улицы Деповской проходит через заросшую аллею, где нашли свой приют бомжи, алкаши и наркоманы. К нам чуть ли не каждый день приходят полицейские собирать показания, потому что на этой аллее постоянно кого-то избивают, грабят или насилуют. Детей встречаем-провожаем не только вечером, но и днем. Ну сколько можно так жить?!
После нескольких проверок, проведенных по жалобам людей, в 2013 году из Минздрава пришло письмо: санитарно-эпидемиологическое заключение, на основании которого городской акимат выдал землю фирме “Каризма”, является недействительным. В том же письме сообщалось, что в правительство республики внесено предложение вынести жилые дома за пределы промышленной зоны, а решение данной проблемы поручить областным акимам. С того момента прошло два года, написаны десятки жалоб и обращений, из республиканских ведомств даже получены ответы, предписывающие немедленно разобраться... Примечательно, что экономический суд, рассмотрев жалобу жильцов, год назад предписал отделу земельных отношений официально восстановить жилой статус дома №3 на 2-м км, а ТОО “Каризма” - исправить соответствующий пункт в документах. Однако даже после этого ситуация не изменилась ни на йоту!
Как такое вообще возможно, сейчас не может сказать никто. На вопрос, кто же принял в 2007 году судьбоносное решение по этому дому, чиновники лишь разводят руками: нужно поднимать кучу бумаг - а кто это будет делать? Более того, в городском акимате считают, что переделка документов не более чем... формальность.
- То, что этот дом будет признан жилым, фактически ничего не изменит, - огорошил нас заместитель акима Уральска Марс САТЫБАЛДИЕВ. - Ведь санитарно-защитная зона везде соблюдена. Работа цеха, что находится рядом с домом №3, приостановлена, и, кроме того, ни одни замеры не подтверждают, что от этого производства идет какой-то вред здоровью. Поймите, никто ничего не нарушил. Даже когда эти дома вновь укажут как жилые, разрешение на расширение, которое в свое время было выдано “Каризме”, все равно останется законным. Кстати, эта компания готова предоставить жилье и госпоже Нургалиевой, и господину Кирпичникову вместе с их семьями. Правда, в городе фирма приобрести жилье не в состоянии и предлагает в поселке Зачаганске. Но Нургалиева и Кирпичников от этого предложения отказались!
- Конечно, отказались! - горячится Сергей Кирпичников. - У меня здесь 12 соток земли, нормальный дом. А мне предлагают 7 соток, да еще и в поселке. Мы всю жизнь прожили здесь. Закон обязал нас приватизировать наши дома и участки. Для чего это тогда все делалось, если все, кому не лень может взять и решить за нас, где нам жить дальше?!
- Когда нам предложили вариант переезда, то даже не показали, что это за дома, где это вообще находится! - подхватывает Актоты Нургалиева. - Сказали: давайте сначала подпишем договор, а потом поедем смотреть. Ну кто в здравом уме согласится на такое?
Местные юристы и правоведы уверены в правоте людей, отстаивающих свое право на нормальную жизнь.
- В конце концов никто из этих людей не виноват, что кому-то взбрело в голову устроить здесь промзону, - прокомментировал нам ситуацию глава Западно-Казахстанского бюро по защите прав человека Павел КОЧЕТКОВ. - Насколько мне известно, экономический суд признал их правыми, и как только будет восстановлен жилой статус их дома, можно будет поднимать закономерный вопрос о предоставлении им равнозначных условий проживания. В ТОО “Каризма” понимают, что будут обязаны это сделать после того, как восторжествует закон, но уже на других, менее выгодных для себя условиях. Другой вопрос: сколько еще понадобится времени и нервов для торжества закона?

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть