8009

Кому ЦОН в руку, или Разгул демократии по-казахстански

Достучаться б до небес...

В японских фирмах, как известно, давно существуют специальные кабинеты с резиновыми муляжами боссов, где любой сотрудник может дать волю чувствам и выместить на “чучеле” накопившуюся злобу. Но наши чиновники пошли еще дальше! В конце прошлого года в ЦОНах нескольких областей Казахстана внедрили систему видеообращений граждан: любой желающий может - пусть и в одностороннем порядке - высказать акиму (или министру) все, что о нем думает.

Ради такого разгула демократии в ЦОНах соорудили специальные кабинки для записи видеообращений граждан к руководителям министерств, ведомств и регионов, снабженные видеокамерами. Появились они и в ЦОНе Кызылорды.
В кабинке есть большой экран, видеокамера и сканирующее устройство. Сама процедура записи и отправки обращения достаточно проста, и разобраться в ней может практически любой: достаточно следовать инструкции и подтвердить согласие с условиями отправки обращения. Если же возникают трудности - на помощь всегда придут сотрудники ЦОНа.
Время записи ограничено тремя минутами, поэтому лучше заранее продумать свою речь, четко сформулировать вопросы и претензии. После того как время закончится, запись автоматически отправляется адресату, а гражданин получает чек с данными и датой обращения. После этого “вольнодумцу” остается только ждать ответа, получить который он может по электронной почте, или прийти в ЦОН и прочитать ответное послание на экране.
Одним из первых новой услугой воспользовался кызылординский общественный деятель Гани АЛИЕВ.
- Я уже пять раз с начала года обращался в разные ведомства, - говорит мужчина. - По инициативе жителей города, с которыми общаюсь, сделал 31 января запись с просьбой разобраться наконец с бардаком, что царит у нас в сфере пассажирских перевозок. Ну невозможно же так возить людей! Маршрутки грязные, вечно переполненные, водит их кто попало, гробят пассажиров.
Записал общественник обращение, больше двух месяцев прождал ответа. И тут закралось ему в душу страшное подозрение, что никуда эти видеозапросы не уходят, а просто хранятся в ЦОНах. Вроде как дали народу возможность выпустить пар...
Надо признать: маловеров, подобных Алиеву, в Кызылорде сегодня хватает.
- Общественное объединение “Кызыл-ординское областное общество защиты прав потребителей” провело мониторинг по видео­обращениям граждан к первым руководителям министерств, ведомств и в местные исполнительные органы, - рассказывает президент ОО Серик ТЕНИЗБАЕВ (на снимке). - Обратившихся с момента введения услуги было десять, но некоторые из них обращались повторно, так что всего записей должно быть шестнадцать. Ни один из граждан ответа в сроки, определенные законодательно, не получил. А ведь согласно букве закона должностные лица обязаны принимать обращения в определенном порядке и в конкретные сроки сообщать физическим и юридическим лицам о принятых решениях в письменной форме - обычной или электронной.
Общество по защите прав потребителей обратилось в прокуратуру области с просьбой принять меры по предотвращению нарушений прав, свобод и законных интересов граждан.
- Волнует также то, что истрачены государственные средства на видеокабинки в ЦОНах и в целом на проект, результатов от которого пока нет, - подчеркивает Тенизбаев. - А ведь это деньги налогоплательщиков, то есть наши с вами!
- А меня волнует, куда на самом деле “сливает” записи ЦОН! - горячится Гани Алиев. - Есть предположение, что в КНБ. А что? Очень удобно: сидят чекисты и смотрят, что народ волнует, кто больше всех “выступает”, как выглядят “смутьяны”. Мы, активисты, не возражаем: пусть в “конторе” на нас и посмотрят. Но главное - передайте запрос дальше, по адресу! Мы ж для других начальников все это записывали.
Как нам удалось узнать, в информационной системе “Прием видеообращений граждан” работает пять министерств (транспорта и коммуникаций, регионального развития, сельского хозяйства, внутренних дел и культуры и информации) и три республиканских агентства (по регулированию естественных монополий, по защите конкуренции и по делам физкультуры и спорта), а также местные исполнительные органы Жамбылской, Кызылординской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областей и города Алматы.
Еще тринадцатого января текущего года филиалы РГП “ЦОН” на местах получили инструкцию по приему видеообращения граждан посредством видеокабинок в ЦОНе. Работа по техническому регулированию проекта закреплена за Комитетом по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности ЦОНов.
Так почему же видеообращения не доходят до адресатов? Неужто проблемы со связью? А может быть, вся эта система - лишь средство психологической разрядки для населения?
В своем письме генеральный директор РГП “ЦОН” Мурат АЙТУГАНОВ поясняет: оказывается, Закон РК “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц” не содержит понятия “видеообращение”. То есть кабинки-то давно уже открыты, но только сейчас в мажилисе рассматривают проект закона, вводящий в законодательство само понятие “видеообращение”.
То бишь эти “кабинки гласности” попросту не подключены к системе! И те граждане, что надеялись с помощью такой “камеры-обскуры” достучаться до властных небес, по сути, выпускали пар впустую! Впрочем, в наших палестинах к подобным фокусам давно привыкли. А вот старший консультант проекта “Региональное развитие Казахстана” Гербард ван БОРГ, вместе с коллегами несколько недель назад посетивший ЦОН по Кызылординской области, наверняка расстроится. Знакомясь с работой ЦОНа, гости обратили особое внимание на сектор самообслуживания Connection point. Сотрудники сектора объяснили восхищенным европейцам, как получать электронные справки, показали возможности портала “электронное правительство”. А затем пояснили, как можно - прямо из провинции! - записаться в онлайн-режиме на прием к министрам и даже к первым руководителям Казахстана.
Восхищенный голландец тут же записал благодарственное видеообращение к министру транспорта и коммуникаций. И отбыл домой в приподнятом настроении. Разумеется, сопровождавшие заморского гостя чиновники ни словом не обмолвились о том, что у нас ЦОН и явь - две большие разницы.

В кабинке записи видеообращений.

Наталья ДЕНИСОВА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Кызылорда

Поделиться
Класснуть