Не болтайте ерундой!
В Кызылорде разгорается скандал между директором одной из школ и старейшинами совета аксакалов. Балаим НИЯЗБЕКОВА, возглавляющая школу №144, требует со стариков двадцать (!) миллионов тенге в качестве компенсации за то, что они оклеветали ее на всю страну.
Все началось с интервью аксакалов одному из республиканских телеканалов, в котором они поделились с журналистами поселковыми слухами. Школа №144 расположена в пригородном поселке Кызылжарма. Балаим Ниязбекова ездит на работу из города, а деды, наговорившие прессе массу “жареного”, живут в самом поселке.
По словам стариков, Ниязбекову они считают причастной к нескольким уголовным преступлениям. Во-первых, в 2011 году в школе пропали новые компьютеры. В краже, как будто, обвинен парень, который в ходе следствия заявил, что действовал по указке директора.
Год спустя в отношении двух бухгалтеров школы были заведены уголовные дела по статье “Присвоение, растрата и хищение средств в крупных размерах”. Гульбахыт БАЯХАНОВА и Айнур ЖУМАКУЛОВА были обвинены в хищении нескольких миллионов тенге. В отношении первой был вынесен приговор с отсрочкой наказания, в отношении второй тоже был вынесен обвинительный приговор. Старейшины утверждают, что девушки попали под суд по вине директора. Для нее они воровали деньги.
И в прошлом году в школе не обошлось без ЧП. В отношении лаборантки Нурсауле КУАНЫШЕВОЙ правоохранительными органами было начато следствие по факту мошенничества. Девушка за деньги обещала устроить людей на работу в школу №144, а также в другие учреждения образования. И она тоже якобы действовала под чутким руководством школьного начальства. 7 февраля 2014 года состоялся суд, который признал Куанышеву виновной в мошенничестве и определил ей в качестве наказания два года условного срока.
О любом из этих фактов в небольшом ауле, конечно, будут судачить в каждом закоулке, а старики посчитали себя вправе выплеснуть все предположения кызылжарминцев в большую аудиторию и пригласили журналистов. Сначала телеканал, затем несколько сайтов, следом газеты выдали версию аксакалов на ура. И тогда Балаим Ниязбекова подала в суд, потребовав в качестве возмещения морального ущерба, нанесенного ей “чушью” ветеранов, 20 миллионов тенге. Из них 11 миллионов должен выплатить Абильда КУАНЫШЕВ - дедушка той самой лаборантки, и еще с девяти дедов - по миллиону.
Ответчики, надо сказать, растеряны. Они уверены, что не сделали ничего плохого, только озвучили то, что говорит народ. На судебные заседания они приходят теперь уже тихой группкой и внимательно слушают, что там говорят адвокаты и судья городского суда Серик ЖАППАСБАЕВ.
- Я понимаю, что в качестве ответчиков выступают пожилые люди, - рассказывает Балаим Ниязбекова. - Но последствия их поступков для меня были ужасными.
Директора уволили с работы, причем весьма витиеватым способом.
- Нынешней зимой, 9 декабря, в гороно объявили конкурс на должности директоров сразу четырех школ, - рассказывает педагог. - Меня очень удивило то, что конкурс был объявлен и на то место, которое уже 10 лет занимаю я. То есть не на вакантную должность. Я спросила в гороно: что же это такое? Мне ответили, что так решил акимат. Я по этическим причинам не стала расспрашивать дальше, а твердо решила, что тоже пойду на конкурс.
Промежуток между девятым декабря и девятым января, когда, собственно, состоялся конкурс, преподнес сюрпризы. Сразу в несколько инстанций поступили заявления от тех самых аксакалов. В них агашки за добрым десятком подписей подробно пересказали все аульные слухи - и про бухгалтеров, и про украденные компьютеры, и про лаборантку-мошенницу с легкой руки директора.
- Заявление поступило в том числе и в гороно, и когда я пришла на конкурс, меня очень удивило, что члены комиссии спрашивают больше не о том, что связано с моей профессией, а о фактах, изложенных ветеранами в их версии событий, - припоминает Ниязбекова. - Я вынуждена была отвечать на вопросы, действительно ли у меня есть квартира в Алматы, какая у меня машина. В общем, я не прошла по конкурсу, меня освободили от должности, а через несколько дней я обратилась в департамент комитета по труду и в прокуратуру за защитой.
10 февраля мерами прокурорского реагирования и после вмешательства специалистов департамента Балаим Ниязбекову восстановили в должности. Решение конкурсной комиссии отменено, и женщина снова руководит школой, у которой, кстати, очень хорошие показатели - школа одна из лучших в регионе.
На этом могло бы все и закончиться, но Балаим Ниязбековой важно, чтобы все узнали ее правду, выслушали ее ответ на нападки и упреки.
- Когда в СМИ стали появляться неосторожные заявления стариков, а в инстанциях - заявления от них, меня, школу проверили и прокуроры, и другие органы, - говорит педагог. - Ничего криминального не нашли. Но я могу вам пояснить и в деталях. Например, что касается якобы украденных из школы компьютеров и человека, который это сделал по моему наущению. Пропали не сами компьютеры, а комплектующие к ним. Мы обратились в полицию, было заведено дело, а затем приостановлено. Не получилось пока найти виновника. Что касается того, будто я заставила своих же бухгалтерш воровать. На них в полицию заявила я, когда обнаружилась недостача. Обе дали признательные показания, выплатили ущерб. Состоялся суд, где эта история была внимательно рассмотрена, и обе получили наказание за поступки, в которых сознались. И я, кстати, тоже получила взыскание от руководства за то, что проворонила кражи, слишком доверяла своим служащим. Случай с Нурсауле Куанышевой вовсе заурядный. Девушка зарабатывала легкие деньги, предлагая людям трудоустроить их в учреждения системы образования. Ссылалась на каких-то хороших знакомых, которым нужно приплатить, и они помогут. Обещаний не выполняла. При этом мошенничества вскрылись, когда в нашу же школу пришла женщина с просьбой дать ей учебные часы. Мы ни сном ни духом не ведали о ней. И опять же сами заявили в полицию, что вот такое происходит. Почему Абильда Куанышев, с которым раньше у меня были прекрасные отношения, взялся однажды активно распространять на меня ложную информацию? Потому что должен был состояться суд над Нурсауле, и как-то нужно было увести ее от ответственности. Каждого из тех ветеранов, что подписались под заявлениями, я спрашивала, что они имеют против, что на самом деле думают. Один “просто расписался, не глядя в текст”, другого “попросили подписаться”, третий “внучку приятеля спасал”. А в итоге вся грязь на мне.
Абильда Куанышев (крайний справа).
Еще недавно между директором и ветеранами были дружеские отношения (Ниязбекова в центре).
Наталья ДЕНИСОВА, фото автора, Кызылорда