Камера абсурда
Как лидер ОПГ переквалифицировался в правозащитника
В суде североказахстанского райцентра Явленка подходит к концу процесс по обвинению осужденного Болата КАЙЫПОВА, отбывающего 10 лет наказания в колонии особого режима ЕС 164/4 поселка Горный, в совершении преступления по ч. 1 ст. 360 УК РК. Администрация колонии обвинила своего подопечного в злостном неповиновении, однако во время суда вскрылось столько интересного в деятельности самих сотрудников колонии, что их тоже впору привлекать к уголовной ответственности. Судья Динара УРУМБАЕВА, удовлетворив ходатайства обвиняемого, постановила передать его заявления в прокуратуру и финансовую полицию.
В колонии особого режима ЕС 164/4, расположенной возле Жаман-сопки, белых и пушистых агнцев нет по определению. Попадают туда только люди с богатой криминальной историей за плечами, а о посадке одного из таразских “авторитетов”, лидера ОПГ “Кировские” Болата КАЙЫПОВА наша газета рассказывала несколько лет назад.
К моменту своей отправки в колонию особого режима поселка Горный этот трижды судимый гражданин уже целый год должен был отбывать наказание, но вместо этого гулял на свободе. Просто судья суда № 2 города Тараза Азамат ТЛЕПОВ 8 лет лишения свободы тогда ему назначил, а вот под стражу заключать отчего-то не стал. Кайыпов такому повороту чрезвычайно обрадовался, не дожидаясь заседания коллегии облсуда, которая, кстати, увеличила ему срок до 10 лет, пустился в бега, и жамбылским полицейским пришлось заново его отлавливать (см. “Наплевали судье в душу”, Время” от 3.6.2008 г.)
Угодив на Жаман-сопку, Болат Кайыпов вдруг ревностно начал следить за соблюдением законов РК в этой колонии и с головой ушел в дело защиты прав заключенных. Однако, по его словам, все это плохо для него закончилось:
- Я писал заявления во все инстанции на сотрудников колонии, которые избивают осужденных, и указывал, что ни медицинские услуги, ни питание в колонии не соответствуют установленным нормам. В результате после проверки дежурный помощник начальника колонии ИСМАИЛОВ был досрочно отправлен на пенсию, а мне потом назначили полтора года тюремного режима, оформив неповиновение. Когда я вернулся обратно, в июле 2012 года, мне сразу передали привет от Исмаилова и принялись прессовать по полной программе…
По показаниям сотрудников колонии, 17 июля к Кайыпову были применены спецсредства, что в переводе на обычный язык означает битье полицейской дубинкой. Согласно показаниям начальника отряда № 1 ЕС 164/4 Конысбая ЕРАЛИНА, происходило это под видеозапись, которая производится для фиксации правомерности и достаточности применения этих спецсредств. После усмирения Кайыпова, согласно документам, он был обследован в медчасти фельдшером Нуржамал КОЙШИНОЙ, которая и зафиксировала несколько “покраснений” на его спине и ягодицах. Впрочем, как уверял в суде сам Кайыпов, на самом деле сотрудники отдубасили его до сплошной черной спины, потом даже с лестницы сбросили, в результате чего он получил сотрясение мозга. После он не смог выйти на обязательные работы по благоустройству территории, и ему в очередной раз оформили неповиновение, а дело было передано в суд.
Надо сказать, что люди, знакомые на практике с действием полицейского спецсредства под названием ПР-73, то есть палка резиновая, при словах о том, что в результате ее воздействия на теле испытуемого организма остаются всего лишь покраснения, смеются в голос. И в суде защита обвиняемого Кайыпова вполне резонно высказывала сомнения в объективности заключения фельдшера Койшиной. Все дело в том, что она по совместительству является супругой дежурного помощника начальника колонии ЕС 164/4 Серикжана КОЙШИНА. И как бы сказалось ее заключение на службе мужа, окажись оно менее безоблачным, остается только догадываться. К тому же в процессе выяснилось, что видеозапись применения спецсредств загадочным образом исчезла.
Перековавшийся в правозащитника авторитет Кайыпов продолжал отказываться выходить на работу, ссылаясь на то, что сильно избит. И сотрудники колонии, стремясь предоставить лишнее доказательство его неповиновения, записали на видеокамеру его доставку в медчасть спустя почти месяц после описанного инцидента. И получилось так, что невольно предоставили свидетельство о весьма странном поведении и.о. начальника медчасти ЕС 164/4 Айсылу КАЙРУЛИНОЙ. При просмотре этой видеозаписи в суде было слышно, как зэк говорит, что не может выйти на работу, потому как болен после избиения. И просит зафиксировать у него побои, которые так и не сошли за это время. А вот фельдшер Кайрулина, даже не пытаясь его осмотреть, отказывает ему в фиксации побоев, потому как в колонии якобы нет экспертов! Зачем фельдшеру нужен эксперт, чтобы обнаружить, есть или нет на теле пациента синяки и какого они размера, остается только догадываться.
Ну а дальше начались и вовсе настоящие чудеса. Кайыпов заявил ходатайство о доставке в суд пяти его коллег по отсидке, которые якобы могли подтвердить его избиение сотрудниками. Но на следующее заседание вместо этих свидетелей начальник оперативного отдела ЕС 164/4 Агибай МУХИН принес их заявления, где было написано, что пояснить по делу им нечего и в суд ехать они отказываются. Однако 4 января, во время выездного заседания суда в самой колонии, выяснилось, что трое из пяти указанных свидетелей таких заявлений не писали, четвертый показал, что написал именно так исключительно под диктовку сотрудников, а доставленный на заседание из штрафного изолятора пятый свидетель вообще отказался разговаривать.
На этом заседании осужденные рассказывали, что самого избиения не видели, зато впоследствии видели синяки. Они жаловались на не соответствующее нормам питание, плохое медицинское обслуживание и невозможность пожаловаться проверяющим органам на все это во время проверок. По их словам, даже если жалоба из колонии и доходит до прокуратуры, то во время визита проверяющих администрация колонии заставляет перешивать бирки на робах. И вместо зэка, который жаловался, на разговор к прокурору приходит подставной осужденный, который от всего и отказывается…
Жалобы зэков на никудышное медицинское обслуживание, как ни странно, невольно подтвердила своими показаниями и сама и.о. начальника медчасти фельдшер Кайрулина.
- Она понятия не имеет об утвержденных 7 апреля 2012 года постановлением правительства №430 Правилах оказания медицинской помощи гражданам, отбывающим наказание по приговору суда, - удивлялся адвокат Александр ВЫПРЯЖКИН. - В этом документе, например, говорится, что проверка санитарного состояния камер в учреждениях особого режима должна проводиться фельдшером ежедневно. А Кайрулина, не стесняясь, дает показания, что делает это один раз дней в десять…
На последнем заседании прокурор просил добавить к сроку Болата Кайыпова еще 4 года за неповиновение законным требованиям администрации учреждения. Однако сам подсудимый заявил, что своей цели он все же добился:
- Теперь проверкой положения дел в ЕС 164/4 им все равно придется заниматься! Вот и пусть устанавливают, кто сфальсифицировал заявления свидетелей, пусть проверят наконец нормы питания, как производится закуп мяса, качество медицинского обслуживания. А то без этого суда ничего наружу не выходило…
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz