Хаб всему голова
Казахстан стремится стать региональным хабом цифровых технологий. Но насколько реалистична эта цель? Достаточно ли у нас ресурсов, кадров и преимуществ, чтобы конкурировать с ближайшими соседями?

На недавнем Национальном курултае президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил, что цифровая трансформация отечественной экономики должна стать ключевым фактором усиления конкурентоспособности нашей страны. По мнению главы государства, “мы способны не только стать самодостаточными, но и задавать тон в региональном и даже в глобальном масштабе”. Между тем наши ближайшие соседи Узбекистан и Кыргызстан тоже претендуют на статус регионального лидера в данной области. Как мы выглядим на их фоне? В чем отстаем от них, а в чем действительно имеем преимущества? и главное: что нужно для того, чтобы реализовать свой потенциал?
Исход инвесторов
Начать придется с констатации прискорбного факта: статистика говорит о том, что наша республика становится все менее привлекательной для иностранных вложений. По данным Национального банка, приток прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана в январе - сентябре 2024 года составил всего 72,9 млн долларов против 2,3 млрд в аналогичном периоде 2023-го. То есть за год этот показатель сократился - внимание! - в 32 раза.
При этом и в 2023 году приток инвестиций оказался вдвое меньше, чем в 2022-м.
Конечно, это связано с объективными экономическими факторами, и прежде всего с ситуацией на сырьевых рынках, но ведь на то у нас и есть Международный финансовый центр “Астана”. Он создан как раз для привлечения иностранных инвестиций, развития финансового рынка и поддержки инновационных проектов в Казахстане и Центральной Азии. Есть “Астана Хаб” - цифровая платформа для упрощения взаимодействия бизнеса с государством и коммерческими структурами, которая позиционируется как крупнейший международный технопарк IT-стартапов в Центральной Азии. Почему же инвесторы утекают из нашей страны?
- Несмотря на усилия, Казахстан пока не достиг желаемых результатов в силу таких проблем, как недостаток квалифицированных кадров, утечка мозгов, неравномерное развитие IT-инфраструктуры, бюрократические барьеры, слабая интеграция науки и бизнеса, а также недостаточное развитие венчурного финансирования, - считает IT-консультант Николай ЮРКАВЕЦ. - Возможно, в будущем появится заинтересованность на базе существующих хабов поддерживать национальные компании и привлекать больше иностранных специалистов, но пока против нас работает целый комплекс факторов. Помимо вышеперечисленных проблем нужно учитывать жесткую конкуренцию со стороны других стран, а также приход на рынок крупных игроков из России.
Братские достижения
Заметим, что государство в нашем случае вроде бы не сидит сложа руки. В частности, компании, участвующие в “Астана Хаб” и осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий, освобождаются от уплаты дополнительного подоходного налога (20 процентов), налога на добавленную стоимость (12 процентов), индивидуального подоходного налога (10 процентов) и постоянного налога (9,5 процента).
Но если посмотреть, например, на Кыргызстан, отношение к которому в нашей стране традиционно братски-снисходительное, то там уже шесть лет действует постановление о преференциальных населенных пунктах, в которых для стимулирования экономического развития и привлечения инвестиций предусмотрены дополнительные налоговые льготы и преференции.
А именно: создаваемые там предприятия всех видов промышленного производства, основанные на инновационных технологиях, вообще освобождаются от уплаты налога на имущество, земельного налога, налога на прибыль и налога с продаж.
При этом преференциальными населенными пунктами в Кыргызстане являются все города страны, за исключением Бишкека и Оша.
Но более серьезный подход к делу в другой братской республике.
- В регионе у нас есть сильный конкурент - Узбекистан, который очень активно развивает свою IT-отрасль. Особенно впечатляют их успехи в образовании и поддержке новых резидентов, - объясняет Юркавец.
По словам эксперта, обе страны борются за привлечение иностранных инвестиций и талантливых специалистов, но в последнее время, увы, все больше компаний переносят свой бизнес в IT Park Uzbekistan. Там помимо налоговых послаблений действует программа социальной поддержки для новых резидентов. Она предусматривает даже безвозмездную аренду офисов для ведения бизнеса в регионах страны.
Вместе с тем, как отмечает Николай, есть еще важная концептуальная разница.
- Безусловно, ключевыми факторами конкуренции являются налоговые льготы, качество IT-образования, развитие инфраструктуры и инвестиционный климат, - говорит он. - В Узбекистане, например, инвестиционный климат сейчас оценивается как более благоприятный. Но также стоит отметить, что одной из сильных сторон IT Park в Узбекистане считается направление производимых там услуг на экспорт! Тогда как в “Астана Хаб” в фокусе находится поддержка и развитие стартапов.
Иными словами, Казахстан делает ставку на появление нового продукта, а братья-узбеки нацелены на продажу какого угодно товара, лишь бы он производился у них.
Какой из этих подходов является более эффективным, пока рано говорить, но задуматься об этом точно стоит.
Алгоритм успеха
Как считает член комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Екатерина СМЫШЛЯЕВА, Казахстану необходимо в первую очередь сконцентрироваться на улучшении инфраструктуры.
- По скорости интернета мы незначительно, но все же уступаем Узбекистану и Кыргызстану, - говорит она. - Сравнивать не вполне корректно, поскольку у нас разные территории покрытия, но тем не менее это важный момент и точка приложения усилий. Необходимо развивать инфраструктуру вычислительных мощностей для искусственного интеллекта и других передовых технологий. Глава государства неоднократно отмечал важность создания дата-центров, так как рост цифровых данных требует их защиты, хранения и обработки. Казахстан активно развивает облачные технологии, северные регионы при этом имеют благоприятный климат для ЦОДов, но остается вопрос стабильного энергоснабжения. Строительство атомных электростанций поможет решить эту проблему и обеспечит дата-центры необходимой генерацией.
- На сегодняшний день в целом по Центрально-Азиатскому региону мы выглядим очень неплохо, - считает Смышляева. - В абсолютных числах у нас действительно самый большой объем экспорта, но пока не самый большой на душу населения.
В том, что касается поддержки стартапов, ее мнение совпадает с позицией Юркавца: нужно развивать венчурное инвестирование проектов.
- IT-проекты, которые сегодня рождаются, требуют именно рискованного финансирования, - подчеркивает Смышляева. - Сейчас у нас вносится законопроект, связанный с возможностью участия государства в венчурном финансировании. Однако этот механизм требует детальной проработки, так как требования к государственной бюджетной дисциплине отличаются от принципов венчурных рынков. Здесь предстоит предметно поработать, а также создавать условия для развития частных венчурных фондов, чтобы способствовать росту разработчиков и стартапов.
Одной из перспективных отраслей в мире является экономика данных, замечает она. Здесь Казахстану предстоит серьезно поработать над процедурами их хранения, защиты и реализации, а также решить вопрос с собственностью на данные и обеспечить порядок доступа к ним. Если все сделать правильно, то новая “нефть” станет хорошим восполняемым запасом нашей страны.
- Нам не обойтись без трансформации системы образования и сохранения и повышения качества человеческого капитала, - рассуждает депутат. - Сейчас активно растет сегмент IT-школ, но они не дают фундамента. Поэтому от классики не уйти: нужно не только обращать внимание на профильные специальности, но и открывать цифровые кафедры во всех учебных заведениях независимо от направления подготовки. Это безусловные навыки, которыми должен обладать каждый в новом цифровом мире.
Еще один важный вопрос, по ее мнению, - создание для цифровых технологий качественной и стабильной регуляторной среды. При этом понятно, что цифровое развитие настолько стремительно, что стабильность законодательства - это почти недостижимая цель. Однако, замечает Смышляева, разрабатываемый сейчас Цифровой кодекс должен создать постоянные регуляторные ориентиры на высшем уровне.
Кроме того, сегодня в мире активно создаются регуляторные приманки для привлечения крупных компаний и стартапов в виде послаблений в регулировании. Цифровой кодекс для этого предусматривает внедрение в национальное законодательство экспериментальных правовых режимов - “регуляторных песочниц”, позволяющих тестировать новые цифровые технологии в ограниченных условиях перед их широким внедрением.
Однако при всех перечисленных усилиях важно постоянно должным образом обеспечивать информационную безопасность, подчеркивает Екатерина Смышляева:
- Быстрое развитие цифровых технологий увеличивает риски, и Казахстан уже делает успехи в этом направлении. Наши компании по кибербезопасности открывают филиалы в соседних странах, продают продукты и услуги. Здесь мы признанные лидеры, и это лидерство необходимо сохранять.
В свою очередь Николай Юркавец резюмирует: при всех имеющихся недочетах Казахстан обладает большим потенциалом. Если удастся преодолеть существующие трудности и обеспечить поддержку со стороны государства, наша республика действительно сможет стать успешным IT-хабом в регионе.
- Президент совершенно справедливо сказал, что развитие IT-хабов - это не просто создание инфраструктуры, а формирование новой культуры, где молодые таланты могут реализовать свой потенциал, а инновации становятся двигателем экономики, - говорит эксперт. - Я не вижу в Казахстане ни одной достаточно серьезной проблемы для того, чтобы препятствовать этому.
Владислав ШПАКОВ, Астана