902

Фискальная рентгенография экономики: острая бюджетная недостаточность

В ожидании 2 сентября - вероятного дня оглашения послания президента народу - и в предположениях, о чем там обязательно будет сказано, в одном пункте мы точно не ошибемся: проблемы с наполнением бюджета и надежды на новый Налоговый кодекс. Где тонко - там и рвется, и именно здесь сейчас самое узкое место. А вот понимать ли это как временный сбой, скажем, из-за непредвиденных расходов вследствие паводка или как показатель набирающего силу системного кризиса - здесь попробуем порассуждать.

Фискальная рентгенография экономики: острая бюджетная недостаточность

Смотрим отчет Минфина о государственном (куда входит республиканский и все региональные) бюджете за первые шесть месяцев этого года: доходная часть выполнена на 108,5 процента против того же полугодия в 2023-м, но только на 46,3 процента от запланированного на 2024-й. То есть доходная часть растет высоким темпом, но все же отстает от запланированного.

Оно и немудрено - расходы растут еще быстрее: потрачено 106,5 процента против, соответственно, прошлого года, но только 43,2 процента от запланированного на этот.

Поневоле приходится экономить, и очень интересно на чем. Смотрите: на пенсиях и других соцвыплатах правительство рисковать не стало - 115,4 процента от первой половины прошлого года и 48,5 процента от утвержденного на этот год. Образование: 106,5 и 47,4 процента соответственно, почти по графику. А вот финансирование здравоохранения - колом вниз: 82,4 процента от первой половины прошлого года и всего 34 процента от годового плана.

Но не думайте, что правительство больше всего экономит на здоровье народа. Оборона: всего 78,2 процента от прошлого года и 34,3 процента от плана на этот год. Хотя российско-украинский конфликт в разгаре и уже на новом витке, да и война на Ближнем Востоке тоже реальна. Получается, риск - дело благородное, особенно если денег на танки-самолеты все равно нет. Впрочем, с войной, надеемся, пронесет, но вот зима неотвратима, а исполнение казны по ЖКХ лишь 26,8 процента…

Возвращаемся к доходной части: налоговых поступ­лений лишь 99,2 процента от первой половины прошлого года, и на фоне роста расходов это резкий спад. Что и подтверждается: лишь 39,9 процента от годового плана.

Идем по пунктам. Индивидуальный подоходный налог: 125,9 процента против прошлого года и 57,9 процента от годового плана. Социальный налог: 127,5 и 53,1 процента соответственно. Все с опережением, а поскольку оба налога автоматически отсчитываются от фонда зарплаты, получается, что легальные заработки в Казахстане быстро растут, и это не может не радовать. Если бы не подозрение, что это попытка угнаться за еще более быстрым ростом цен.

Еще бы: рост потребительских цен с начала года 8,3 процента, и есть подозрение, что официальная статистика, скажем так, отстает от реалий.

Инфляция - это, напомним, когда денег на рынке больше, чем товаров. Не факт, что денег с избытком у всех покупателей. Нам ведь уже приходилось отмечать, что на доходы трудящихся, даже с учетом оказываемых через бюджет услуг, приходится лишь около трети национального потребления, тогда как две трети достаются хозяевам и топ-менеджерам неких компаний (см. “Казах­стан в ловушке среднего дохода, граждане - в ловушке бедности. Где выход?”, “Время” от 15.8.2024 г.).

Получается, с госбюджетом острая напряженка, а кое у кого с личными бюджетами просто замечательно. Денежная база, например, стараниями Национального банка выросла за полугодие на 16,8 процента, а курс тенге с январского 451 к доллару упал до июльских 475. Некие компании сполна пользуются такими результатами, но вот экономика тормозит, что и демонстрирует фискальная картина.

Смотрите: КПН (корпоративный подоходный налог) только 98,5 процента против прошлого года и лишь 38,9 процента от плана на год.

По НДС (налог на добавленную стоимость), самому универсальному показателю экономических оборотов, промышленной и торговой активности, еще хуже: только 84,6 и 30,4 процента соответственно. Другое подтверждение - налоги на международную торговлю и внешние операции: за полгода только 39,8 процента от годового бюджета.

По акцизам (на алкоголь, табак, ГСМ, дорогие авто) тоже спад: 94,8 и 40 процентов. За здоровье выпивох и курильщиков можно порадоваться, но бензин - это самый что ни на есть народный товар, нехорошо, если приходится на нем экономить.

Компенсировать помогает активность на ниве приватизации: 145,8 процента поступлений против прошлого года и 46,6 от плана на этот год. Но этим бюджетную прореху не закроешь.

Дефицит приходится закрывать новыми заимствованиями. Однако и уже набранный долг тянет вниз: затраты на обслуживание составили 131,2 процента против прошлогодних, и это уже 6,8 процента от всей расходной части. Причем за ­полугодие съедено 67,9 процента от годового лимита.

Выручает ускоренное расходование Национального фонда: трансферты выросли до 128,2 процента против прошлогодних, и за шесть месяцев выбрано уже 76,4 процента.

Теперь давайте рассуждать: нынешний Налоговый кодекс действует с 2018 года, процедуры хорошо отработаны, ошибаться в бюджетном планировании можно на 3-5 процентов, но не на десятки же, тем более не в разы! С другой стороны, фискальное администрирование - оно, как рентген, дает снимок состояния экономики, и этот снимок показывает: в экономическом организме идет острый деструктивный процесс. И здесь, как и в рентген-кабинете, лечить надо не выявляющий болезнь аппарат, а самого больного!

Диагноз: у нас еще со времен захода в “нефтянку” иностранных консорциумов и подписания засекреченных соглашений о разделе продукции сложилась как бы двойная экономика. В ее ядре - Тенгиз, Карачаганак и Кашаган вместе с экспорт­ным трубопроводом КТК, и это экономика плавающего курса нацио­нальной валюты (уплывшей за это время за стократное обесценивание), это невмешательство государства в “свободно складывающийся” внешний платежный баланс, экономика трансферных цен, с оформлением окончательных сделок за пределами таможенной, налоговой и банковской юрисдикции, это идеология государства - плохого собственника и минимизация государственного участия.

Физически вся такая, диктующая нормы законодательства и направляющая деятельность правительства и парламента экс­портно-сырьевая экономика находится в глухой степи, имеет отлично обустроенные промышленные зоны и вахтовые поселки со своими порядками и обеспечением. Это как колонии на Марсе. Такой экономике теоретически не нужны наши города и поселения, школы и больницы, проблемы энергетики касаются ее лишь частично, а ЖКХ - вообще никак. Государство и его оби­татели - ничего личного, просто бизнес - в рамках такой “вывозной” экономики есть обременение, подлежащее минимизации.

И вот как раз в этом “вывозном” ядре и стоит поискать те компании, которым достаются две трети национального дохода. Вся же прочая экономика топчется на фискальном и бюджетном пятачке в одну треть, который уже вытоптан. Смотрите: если сравнить с исполнением бюджета 2023 года, то налоговые поступления в бюджете-2024 заложены на 18 процентов больше, в том числе КПН на 15,2 процента, а НДС так сразу на 29 процентов. Между тем ВВП в этом году показывает темп меньше 4 процентов.

“Вывозная” модель кормила Казахстан с начала нулевых и где-то по 2012-й благодаря росту сырьевых цен при одно­временном наращивании физических объемов экспорта. Но со времен украинского Майдана началась новая эпоха. Нацио­нальный фонд переведен из накопительного в расходный режим, а все подряд попытки, начиная с Плана нации “Сто шагов”, поддержать внутреннюю экономику, не трогая “вывозную”, заканчивались ничем. Новый Налоговый кодекс станет попыткой подсобрать урожай с уже выкошенного поля. Пора вспахивать нетронутую целину “вывозной” части экономики Казахстана!

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть