1426

Геометрия справедливости

Для того чтобы совершить безболезненный переход из старого Казахстана в Новый и Справедливый, правительству необходимо реализовать президентскую предвыборную программу 2022 года. Но кабинет министров до сих пор не подготовил никакого исполнительного документа на этот счет.

Геометрия справедливости
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Напомним, президент четко изложил свое видение развития страны в формулировке-расшифровке: справедливое государство - справедливая экономика - справедливое общество. Эдакий треугольник справедливости, а ведь треугольник, мы помним из геометрии и сопромата, самая жесткая из фигур, соответственно, самая устойчиво прочная. Причем помимо механической прочности в этой формуле заложен политический, социально-экономический и философско-мировоззренческий смысл.

В самом деле, “государство - экономика - общество”, или “власть - бизнес - граждане”, - это всеохватывающий смысловой треугольник для любого человеческого сосуществования: от семейно-бытовых и производственных отношений до общегосударственного уровня.

Смотрите, как все красиво раскладывается по бесконечному набору тре­угольников: сторона государства - это всегда орган или представитель власти: от участкового или местного акима до президента. Сторона экономики - это то, где мы зарабатываем и обеспечиваем собственное существование, одновременно обеспечивая существование другим. А сторона общества - это мы сами, народ, во всех смыслах: от прохожих на улицах и покупателей в магазинах до участников митингов и избирательных кампаний.

А каким должен быть тре­угольник для обеспечения максимальной жесткости и устойчивости? Правильно, равносторонним. Причем в основании всегда лежит именно государственная сторона как эксклюзивно обладающая правом на власть, то есть обладающая правом устанавливать обязательные для всех законы и правила и обеспечивать их соб­людение, применяя в необходимых случаях и исключительное право на насилие.

А вот как при таких-то правах и возможностях государству выстроить две другие одинаковые и равноправные стороны - это вопрос основополагающий. Потому что даст слабину экономика или завибрирует общество - сомнет весь треугольник. Получается, что государство для обеспечения связанности всех сторон должно устанавливать обязательные правила и взаимные обязательства не только для экономики и общества, но и для… себя.

Причем эти устанавливаемые государством для себя законодательные требования и взятые им на себя обязательства должны исходить из того, что единственным источником государственной власти является народ Казахстана и что государство Казахстан правовое, демократическое и социальное. И вот эти конституционные принципы должны образовывать связку “государство - экономика - общество”, как три стороны образуют треугольник: от каждого угла идут две стороны, все углы и стороны попарно связаны и все равны.

Теперь перейдем от плос­кой геометрии к объемной: какая конструкция самая прочная? Пирамида из трех соединенных общей вершиной равносторонних тре­угольников.

Начнем с грани, в основании которой, разумеется, государство, а уходящие к общей вершине стороны - экономика и общество - раскладываются на работников и работодателей, то есть на объединение предпринимателей и на взаимодействующие с ними и с государством профсоюзы, то, что в учебниках политологии называется трипартизмом.

Сторону бизнеса у нас в стране представляет НПП “Атамекен”, хотя насчет ее прочности и равноудаленности есть вопросы. В старом Казахстане эта национальная палата служила “Министерством предпринимательства” вплоть до обложения бизнеса под видом членских взносов налогами. Ныне же, чем занимается НПП “Атамекен”, на чьей стороне и зачем такая структура нужна, вообще непонятно. В стране, например, нарастают проблемы с тарифами, с изношенностью инфраструктуры, с отсутствием инвестиций и промышленного кредитования, с отсутствием внятной промышленной политики. Что на этот счет думает и предлагает Нацпалата, ни государству, ни обществу неведомо.

Однако если что и компенсирует безликость бизнес-стороны, так это… еще большая призрачность профсоюзного представительства. С этой стороны нет даже намека на самостоятельное ребро жесткости, сплошной пунктир. Где-то есть назначаемые самими работодателями профбоссы и профкомы, где-то - что-то вроде гонимого властями партизанского подполья. Но в целом в государстве Казахстан проф­союзное представительство и защита интересов работников наемного труда попросту отсутствуют. Пассивность трудящихся и бездеятельность проф­активов? Нет, неспособность правительства и парламента выстроить тре­угольник взаимодействия работо­дателей и работников.

Отсюда переходим к другой треугольной грани (с которой стоило бы начать) - политической. Государство, понятное дело, и здесь в основании. А две другие стороны - внимание, это ключевой момент! - образуют народ - единственный источник государственной власти, в данном случае избиратели… и, вы, конечно, уже поняли, политические партии!

Да-да, те самые депутаты и их партийные фракции, как и сами мажилис и сенат в целом, входящие в систему власти и образующие с нею в нашем привычном понимании один аппарат, - это не государственные, а именно общественные органы, недаром именуемые представительскими. То есть представляющими в системе управления государством своих избирателей - народ Казахстана, единственный источник власти, и наделенные по факту такого народного представительства правом принимать обязательные для всех законы.

Так, во всяком случае, логически. А вот практически…

Другое дело, что представительство во власти народа через политические партии - это слишком ответственно, чтобы доверять его стихии “свободного” партийного строительства. Эдак в парламент попадут представители не народа, а разных олигархических и клановых, если не мафиозных, групп.

Извините за крамолу, но государство само обязано выстроить четкую конструкцию, какие партии не просто имеют право на существование, а обязаны существовать как системообразующие. И поддерживать их взятыми на себя обязательствами соцзаказа.

Здесь тоже годится тре­угольная конструкция трех осей координат. Одна ось - партия экономики, лучше сказать, производства, сами придумайте, как ее назвать. Вторая ось - народная партия с социальной ориентацией. По третьей оси, вы уже догадались, Экологическая партия как соединяющая и экономический, и народный интерес.

Отсюда переходим к замыкающей грани треугольной пирамиды. В ней от государственного основания к вершине идет сторона НПО, получающая госзаказ на представительство интересов народа, другая сторона - сам народ, в данном случае как покупатель, получатель пенсий и пособий, услуг образования и здравоохранения, как плательщик по регулируемым государством тарифам.

То есть от системы, по которой около десятка самых раскрученных НПО существуют на зарубежном и частном финансировании, а сотни увлеченно пилят акиматовские и министерские гранты в стороне от народных нужд, пора переходить к жестко выстроенной системе госзаказа на общественный и профессиональный контроль. Например, это тарифная политика, бюджетные потоки по линиям Минтруда и соцзащиты, Минобразования и Министерства здравоохранения. Плюс та же экология.

Как видим, для строительства Нового и Справедливого Казахстана осталось немного - начать и кончить. Но главное мы с вами уже сделали: каркас сконструирован!

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть