2123

Референдум: когда, за что и против чего?

1 сентября исполнится год с момента объявления президентом решения о референдуме по поводу строительства АЭС в Казахстане с обещанием назвать дату позднее. Теперь со слов главы государства мы точно знаем, что плебисцит состоится осенью, но вот дату определит правительство. Надо полагать, столь долгая неопределенность и раньше была связана с нерасторопностью кабмина. Но почему же он откладывает и откладывает момент определения дальнейшей судьбы казахстанской энергетики?

Референдум:  когда, за что  и против чего?

Скорее всего, правительство и откладывало без конца час икс, потому что судьба электроэнергетики Казах­стана была предопределена еще со времен подготовки к ЭКСПО-2017. Референдум эту определенность точно изменит, а в правительстве засели силы, категорически такому противящиеся. Последний же их шанс, если дальше откладывать не получается, - затуманить хотя бы сам вопрос выбора.

На самом деле любой участник референдума понимает за или против не как выбор между светом и тьмой. Никто же не отказывается от российской электроэнергии в наших квартирах, хотя какая-то ее часть могла быть выработана на атомной электростанции. Просто сейчас альтернатива АЭС - это ВИЭ. Причем у каждого гражданина в голове какое-то свое представление, насколько атомная энергия дорога и опасна и насколько дешева и чиста солнечная и ветровая энергия, или наоборот. Никто не может залезть в голову каждого голосующего, особенно если представления в головах формируются достаточно противоречивым и случайным образом.

Это мы к тому, что как раз в правительственные головы давно и крепко вбита исключительно альтернативная энергетика, для которой сам факт референдума, сама возможность сравнения как кость в горле. Поэтому правительство до сих пор не сформулировало элементарную вводную для голосующих: между чем и чем выбор?

Почему обязательно выбирать между атомной и зеленой энергетикой, почему нельзя, например, развивать сразу и то и другое? Народу ведь без разницы, водяной или натриевый реактор, на медленных или быстрых нейтронах, солнечная или ветровая установка, литиевые батареи-накопители или маневренные ГТУ.

Боюсь, что у нас обязательно постараются предложить выбор между, например, “дешево-ненадежно” и “дорого-опасно”. Выносимый на голосование выбор вариантов должен основываться, разумеется, на одинаковой надежности и безопасности. А потому, если бы правительство такую вводную для голосования сформулировало, исход референдума был бы заранее предопределен. Народ, понятное дело, проголосовал бы за вариант, по которому электроэнергия элементарно дешевле. И если правительство тянет время и отлынивает от определенности, то этому есть, конечно, конкретная причина.

Точнее, целых две причины, из которых вторую назовем чуть позже. А первую мы назвали: власти старого Казахстана были твердо направлены по зеленому пути, сил изменить маршрут до сих пор недостаточно, а потому правительство ищет способы если не отказаться, то хотя бы затянуть строительство АЭС.

Вы удивитесь, но атомная энергетика ведь тоже зеленая, даже в Евросоюзе недавно это признали! То-то и оно, что признали совсем недавно - по безвыходности. Тогда как зеленый переход при нашем старательном в нем учас­тии оказался на повестке стран ОЭСР, а через них - в глобальном тренде ровно с 2009-го, то есть непосредственно после мирового кризиса 2007-2008 годов, подведшего черту под прежним миропорядком.

Совпадение вряд ли случайное, и с тех пор именно альтернативной энергетике у нас в стране был включен зеленый свет в виде принудительного ее закупа. И вот результат: установленная мощность ВИЭ уже доходит до 20 процентов всей располагаемой мощности энергосистемы. В том числе у нас уже 1,2 ГВт солнечных установок, адекватных мощности одного из двух предложенных Россией блоков ВВЭР-1200. А ветровых так и все 1,4 ГВт, то есть уже готовая замена с запасом второго блока АЭС, которая еще неизвестно, когда появится. И хотя до процентов, например, Германии мы пока недотягиваем, у нас и здесь все впереди.

Референдум референдумом, а еще с 2022 года существуют утвержденные Минэнерго балансы до 2035-го, предусматривающие прирост мощностей ВИЭ на целых 9,3 ГВт. Правда, на 2034-2035 годы там предусмотрено по 1,2 ГВт АЭС, но это, можно сказать, для политеса: достаточно чуть добавить солнца-ветра - и можно вычеркнуть.

Тем более что все уже конкретно запланировано с запасом и со всеми между­народными гарантиями. Так, осенью-зимой прошлого года, уже после объявления о референдуме, подписаны соглашения с Объединенными Арабскими Эмиратами, предусмат­ривающие конкретную ветровую станцию на 1 ГВт и всего до 10 ГВт солнечно-ветровых установок. Заметьте, вне конкурсов или тендеров, без обязательств участия в балансирующем рынке и с гарантией закупа на 25 лет по фиксированному в долларах (примерно двойному против традиционной генерации) тарифу.

А чуть раньше, весной, подписано соглашение с Королевством Саудовская Аравия о строительстве ветровых электро­станций мощностью 1 ГВт. До этого, осенью 2022-го, подписано специальное соглашение с правительством Франции на предмет строительства 1 ГВт ВИЭ, а также нескольких других крупных проектов, чтобы довести выработку к 2030 году до 15 процентов.

Наконец, осенью 2021 года правительство своим постановлением утвердило соглашение с Германией на вообще фантастические 30 ГВт солнечно-ветровых мощностей в Мангистау, из которых 20 ГВт пойдут на опреснение каспийской воды, выработку из нее зеленого водорода, а из него - зеленого аммиака. Ну и зачем нам атом, если все уже решено во всем зеленом великолепии?..

И вот тут пора назвать вторую (тщательно замалчиваемую правительством) причину - тарифы.

В какую стоимость одного киловатт-часа выльются ВИЭ к 2035 году? Ответа на этот ключевой вопрос вы в утвержденных энергобалансах не найдете. Боюсь, ответов не знают и в правительстве - боятся знать! Зато в глаза бросаются такие несуразности: при прогнозируемом росте нагрузок к 2035 году на 7 ГВт (и это достаточно реальная величина) мощностей запланировано на… 17 ГВт. Что за нелепость?!

Наоборот, сплошная зеленая лепота: сначала в балансы натолкано столько солнечно-ветровых мощностей, чтобы правительству отчитаться перед Парижем, а иностранным инвесторам - отбить свои прибыли, а затем, поскольку ВИЭ в пиковые часы диспетчерского графика отдыхают, в балансы натолканы маневренные газотурбинные установки.

По деньгам (не говоря уже о том, где найдем столько газа и газохранилищ) это выливается в тариф величиной… Нет, зачем мы будем пугать народ, если правительство тщательно прячется от зеленой правды? Вот пусть оно отважится, а мы прокомментируем.

А пока скажем, что рассказы о том, что значительно подешевели солнечные панели и ветряки, - правда, но вот во что обходится энергосистеме диспетчеризация прерывистой зеленой выработки - вторая часть той же правды. Результирующая правда в том, что вариант ВИЭ заведомо неконкурентоспособен против АЭС, тем более против развития в Казахстане угольной энергетики по экологичным, конечно, технологиям. Все держится на вмененной диспетчерам обязанности принимать зеленую выработку в первую очередь.

Борьба с глобальным потеплением - это само собой, но о ее результатах и вкладе Казахстана давайте поговорим ближе к 2060 году. А уже сейчас от доведения мощностей ВИЭ до 20 процентов мы имеем шесть процентов общей выработки, от трех до менее одного процента вклада в покрытие пиковых нагрузок и до… 50 процентов вклада в общий рост тарифов. Согласитесь, обнародуй правительство такое, обошлось бы без референдума.

И последнее, самое главное: референдум вообще не про тарифы и даже не про энергетику. Это выбор дальнейшей социально-экономической и геополитической судьбы Казахстана, и для него также необходима своя вводная. А ее тоже до сих пор нет. Эта тема вообще никак не обсуждается.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть