Не обжечься бы на молоке
По подсчетам министерства, нам не хватает пятисот тысяч тонн сырого молока в год. Однако профильные союзы заявляют о гораздо более серьезном дефиците.
Производство молока на госсубсидиях и других мерах поддержки растет. И, к гордости Минсельхоза, активнее всего именно на крупных фермах - почти на пять процентов за прошлый год. Но молоко все еще остается в списке продуктов, которые мы импортируем. В профильном министерстве заявляют, что это ненадолго.
Уже в этом году фермеры из одиннадцати регионов страны получат в общей сложности 100 миллиардов тенге в виде дешевых кредитов на организацию молочно-товарных ферм. Так в Казахстане масштабируют проект, который за два года вывел Северо-Казахстанскую область на первое место по производству товарного молока в республике. За это время здесь построили 21 ферму с элитным высокопродуктивным скотом и автоматизированной системой доения. А сейчас начали строительство еще семнадцати. Обещают, что девять из них начнут свою работу уже в этом году.
Суть проекта в том, чтобы дать фермерам реально доступные кредиты. То, что сегодня предлагают даже в специальных финансовых институтах, не под силу даже крупным хозяйствам, не говоря уже о всех остальных. Новый проект решает самую главную проблему желающих получить заем: залогом выступают непосредственно приобретаемое оборудование и поголовье.
Кредит выдается на 10 лет под 2,5 процента, при этом два года составляет льготный период. Оператором выступает социально-предпринимательская корпорация, а областной акимат во всем этом процессе - самое главное действующее лицо. Вице-министр сельского хозяйства Рустем КУРМАНОВ заявил, что они намеренно отдали этот проект региональным акиматам: мол, они точнее определят, кто потянет такую ферму, а кто нет.
- Мы финансировали через СПК финансово устойчивые хозяйства, которые имели средства на дополнительные строительно-монтажные работы, - поделился мнением первый заместитель акима Северо-Казахстанской области Марат ТАСМАГАНБЕТОВ. Дело в том, что кредит выдается лишь на оборудование и поголовье, а строили фермы североказахстанские хозяйства за свой счет. При уровне кредитования в 35 миллиардов тенге 43 миллиарда составили инвестиции самих аграриев.
- Надо понимать, что быстрых побед в животноводстве не бывает, - предостерег Тасмаганбетов. - Я бы рекомендовал СПК других областей выделить из бюджета средства на софинансирование строительно-монтажных работ. Иначе есть риск нереализации проектов.
Очевидно, именно для более эффективного обмена опытом второй международный форум “Pro Молоко. Тренды‘23” в отличие от первого решили проводить не в фешенебельном столичном отеле, а “на земле”. Чтобы придать еще большей аутентичности, у входа организовали выставку сельскохозяйственных животных, а в программу включили тур по действующим и строящимся молочным фермам Северо-Казахстанской области.
Такой подход получил хороший отклик: организаторы с гордостью отмечали, что впервые на подобное мероприятие зарегистрировались свыше 50 компаний и более 400 участников, среди которых не только фермеры, но и ученые, аналитики и эксперты. Так что разговор о трендах получился обстоятельный.
- Тот объем, который к нам заходит в виде импорта, если пересчитать на сырое молоко, составляет 500 тысяч тонн, - рассказал о планах Минсельхоза Рустем Курманов. - Мы ставим задачу нарастить эти объемы сырья, для этого реализуем проект по льготному кредитованию. Как только мы этот объем достигнем, финансирование приостановим. Дальше будем двигаться по мясу птицы, по орошению, по овощам.
Однако эксперты готовы были вице-министру возразить: 500 тысяч тонн вовсе не тот показатель, при котором стоит снижать усилия. Вопрос о цифрах и правда очень спорный: официальная молочная статистика в Казахстане сегодня весьма условна.
Потребление молочной продукции в Казахстане сейчас составляет 5,8 миллиона тонн в год, и объем этот растет. Минсельхоз заявляет о том, что в 2022 году было произведено 6,3 миллиона тонн сырого молока. Но из них товарного молока (того самого, что поступает на заводы от организованных хозяйств с товарной накладной) лишь 1,8 миллиона тонн! Остальной объем - то, что надоено в личных подсобных хозяйствах и продано без всякого учета. Как считаются эти объемы? Ответ прост: они условны.
- Я думаю, эти данные просто надо перестать учитывать, - говорит эксперт Центра изучения молочного рынка Михаил МИЩЕНКО. - В Шымкенте и Туркестанской области, например, в личных хозяйствах, согласно официальным данным, произвели почти в десять раз больше молока, чем на организованных предприятиях. Понятно, что кто-то что-то доит, кому-то продает. Но если это такие большие объемы, надо их оформлять как бизнес, брать налоги и, главное, учитывать! Я считаю, есть один важный показатель, который действительно дает представление о состоянии молочной отрасли: объем переработки молока на казахстанских заводах. Он составляет 1,6 миллиона тонн в год. А учитывая потребление почти в 6 миллионов тонн, нам еще расти и расти.
В целом объем рынка молока в стране составляет 550 миллиардов тенге, но значительная часть этих денег уходит за границу. По оценкам продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, наша страна зависит от импорта молока на 30 процентов. Усложняет ситуацию снижение (из-за оттока населения) потребления молока в России на 20 процентов. Там сейчас фиксируют перепроизводство, а дешевое российское сырье уже поступает на казахстанские заводы. Причем не только в виде сухого молока, но даже сырого! Казахстан пока никак не защищает своих фермеров от российских конкурентов, да и в рамках Таможенного союза инструментов для этого немного.
Волатильности добавляют и отечественные чиновники от сельского хозяйства: за последние четыре года условия господдержки для животноводов менялись шесть раз! Так что казахстанские аграрии, хотя и рады льготным кредитам и субсидиям, настаивают на более долгосрочном внимании к отрасли и стабильных правилах игры. Тогда, обещают они, будет и молоко, и мясо.
- Сто коров доить сейчас выгоднее, чем посеять тысячу гектаров пшеницы! - заявил руководитель североказахстанского ТОО “Прекрасное” Бахыт КУСАИНОВ.
Он тоже построил ферму на деньги льготного кредита. Но это нечто большее, чем бизнес. К тому времени, когда Бахыт вернулся в свое родное село, там оставался один-единственный заселенный дом. Теперь здесь построили пятьдесят новых домов, чтобы работникам фермы было где жить.
Ульяна АШИМОВА, Петропавловск