Госзакупки и зарплата с риском для жизни
Гибель Аскара ЗАБИКУЛИНА, который вместе с коллегой героически спас из огня пять человек, но получил ожоги и через несколько дней умер в больнице, вызвала много вопросов. Их мы задали министру по чрезвычайным ситуациям Юрию ИЛЬИНУ.
Эта трагическая и резонансная история потрясла всю страну. 16 октября в Астане загорелась квартира на 11-м этаже, огонь быстро перекинулся на соседнее жилище. Внутри отрезанными от выхода оказались люди. Чтобы попасть в квартиру, объятую пламенем, Аскару Забикулину пришлось спускаться по спасательной веревке с 12-го на 11-й этаж. Он вынес из огня несколько человек, но сильно обгорел - 80 процентов поверхности тела, попал в реанимацию и, к огромному сожалению, не выжил. Аскар - герой! Это не обсуждается. Но могло ли все сложиться иначе?
- Юрий Викторович, я собрала вопросы, которые задавали люди, переживавшие за судьбу Аскара. Начать хочу с обмундирования. Какую форму носят наши пожарные? Кто ее производит? Как бы вы оценили ее качество?
- Невозможно самому оценить качество каждого комплекта боевой одежды пожарного (на сленге - “боевка”. - О. А.), для этого у нас есть соответствующие подразделения. Но конкурс на пошив обмундирования объявляют через сайт государственных закупок - это обычная практика. Проводят его на уровне страны, если деньги выделяет республиканский бюджет, или региона, если финансирование идет из местных источников. Соответственно, побеждают разные производители. Но в любом случае они обязаны строго соблюдать требования к боевой одежде пожарного, регламентированные ГОСТом. За три года мы приобрели более 3000 комплектов обмундирования для сотрудников служб пожаротушения, до конца года ожидаем поставку еще порядка 5000.
- На сайте госзакупок побеждает поставщик, заявивший самую низкую цену. Насколько такой подход приемлем, когда речь идет о защитной одежде для людей, работа которых связана с риском для жизни?
- Как я уже сказал, форма в любом случае должна соответствовать обозначенным требованиям, мы четко прописываем их в технической спецификации. Но иногда правило “побеждает тот, кто просит меньше” на руку недобросовестным производителям (это касается всех сфер, не только боевой одежды пожарных). Несколько лет назад мы разыгрывали конкурс на приобретение пожарных автомобилей, и один предприниматель настойчиво выставлял цену 5000 тенге.
- 5000 тенге за автомобиль?!
- Да. По закону он определялся как победитель, так как внес наименьшее ценовое предложение. Мы направили материалы в Агентство по противодействию коррупции, и выяснилось, что этот товарищ приходил к представителям компании, которая в конкурсе стала второй, и обещал за определенный откат уступить место победителя.
Другие пытаются демпинговать, особенно если закуп происходит в конце года, когда важно освоить объемы финансирования. Побеждают в конкурсах. Мы отказываемся принимать обмундирование или снаряжение, если видим, что оно не соответствует регламентам. Подаем в суд, просим признать поставщика недобросовестным. Это время, силы, и, главное, если закуп отменен, мы возвращаем деньги в бюджет, вместо того чтобы улучшить материально-техническое оснащение наших сотрудников. Приходится начинать все заново.
Подобное происходит регулярно. Поэтому глава государства поручил рассмотреть вопрос двухлетнего финансирования (сейчас оно однолетнее. - О. А.). Если деньги на покупку того или иного оборудования выделяют поздно, ближе к концу года, у поставщиков, даже добросовестных, остается не так много времени, чтобы выполнить требования конкурса. Не все производится на территории Казахстана, а сейчас поставки из других стран затягиваются. Зачастую нерадивые предприниматели этим пользуются.
- Кто производит форму для наших пожарных?
- В Казахстане несколько производителей в разных регионах - по закону о госзакупках мы обязаны ориентироваться на отечественных поставщиков. Нареканий к качеству, можно сказать, нет. И все-таки мы хотим внести изменения в ГОСТ. Он был принят в 2006 году. Время не стоит на месте, с тех пор на рынке появились новые ткани - легче и практичнее. Те, что мы используем сейчас, не всегда качественно показывают себя, особенно в зимний период: при низких температурах становятся колом - пожарные работают с водой.
- Вы начали пересматривать ГОСТ после гибели Аскара Забикулина?
- Нет, это произошло раньше. Мы ведь общаемся с коллегами из других стран, видим, как меняется этот рынок. Например, производство одежды для пожарных в Беларуси на качественно другом уровне, поэтому об изменении стандартов мы говорим давно.
- Что входит в зимнюю “боевку” казахстанского пожарного?
- Куртка и брюки-полукомбинезон со съемной теплоизоляционной прокладкой, трехпалые перчатки, подшлемник, каска, ремень, сапоги.
- Аскар снял “боевку” перед тем, как спускаться с 12-го на 11-й этаж, остался только в камуфляже. Это обычная практика или ему было неудобно, поэтому снял обмундирование?
- Это стрессовая ситуация. В помощи нуждались гражданские лица, которые находились в горящей квартире. Аскар сам принял решение снять “боевку”, спуститься по веревочной лестнице с верхнего этажа, отдать свой дыхательный аппарат людям, чтобы они могли оставаться в зоне окна, и, рискуя жизнью, произвел спасательные работы.
- Все-таки уточню: есть алгоритм действий в подобных случаях, то есть снять/не снять “боевку”, пойти одному/с напарником?
- По требованиям техники безопасности пожарный, выезжающий на любую чрезвычайную ситуацию, должен быть обеспечен специальной одеждой и дыхательным аппаратом. В момент выезда из части Аскар это выполнил. Как действовать на месте ЧС, решают сами бойцы и руководитель тушения пожара. Аскар был заместителем руководителя тушения этого пожара. Я повторю: он сам принял решение снять “боевку” и спускаться в квартиру без нее.
- Вы пытались выяснить, почему он снял “боевку”? Как при разборе авиакатастроф, важно понять, почему случилась трагедия, и устранить тонкие места, чтобы подобное не повторилось.
- К сожалению, Аскар сразу же попал в реанимацию, находился в тяжелом состоянии, его ввели в искусственную кому. Поговорить с ним лично не мог ни я, ни его непосредственный руководитель.
Но представьте: человек зимой лезет по веревочной лестнице с 12-го этажа. За его спиной висит дыхательный аппарат, который весит около 12 килограммов. А еще на нем боевая одежда, которая несколько сковывает движение - это же не повседневный костюм из легкой ткани, позволяющий свободно двигаться.
Да, есть регламентирующий боевой устав. В нем четко указано, что в боевой одежде боец должен прибывать на место пожара и заниматься ликвидацией его последствий. Видимо, Аскар принял решение исходя из ситуации, которая складывалась. Учел все факторы, понял, что так он сможет спуститься намного быстрее.
Говорить о том, что это норма, я не могу, но и умалять значение поступка Аскара тем более не имею права. Он отдал собственную жизнь во имя спасения других!
- Уже есть результаты служебного расследования, которое возбудили по факту гибели пожарного?
- Расследование продолжается. По закону оно может длиться месяц. Поэтому пока я не могу сказать, что стало причиной гибели Аскара. Куда, как сейчас пишут, смотрел (или не смотрел) руководитель тушения пожара, который находился внизу и непосредственно принимал решение о расстановке на боевые участки. Это служебное расследование и покажет.
- Еще одна больная тема: сколько зарабатывают пожарные?
- Несколько лет назад пожарный первого года службы, который только пришел в гарнизон, получал 65 000 тенге, сейчас около 110 000. Естественно, это очень мало. Когда доказываешь это в государственных органах, в ответ слышишь: “Вам же зарплату на 65 процентов подняли!” Думаю, это не так должно оцениваться. Мы должны говорить, соизмеримы ли эти цифры с риском, которому подвергаются пожарные. Аскар Забикулин прослужил более 10 лет. Его зарплата - 242 912 тенге плюс небольшие надбавки, в общей сложности около 250 тысяч.
Вы знаете, что супруге Аскара акимат Астаны вручил сертификат на трехкомнатную квартиру. Обещали помочь с ремонтом и покупкой мебели. Второму пожарному (у него ожоги кистей рук, он сейчас на лечении) представители бизнеса закрыли ипотеку (почти 20 миллионов тенге), погасили потребительские кредиты. Мы поблагодарили тех, кто помог, но должны сделать все, чтобы материальное положение наших сотрудников стало лучше.
После пожаров в Костанайской области и поручения главы государства мы ожидаем повышения окладов пожарным и спасателям в размере от 10 до 70 процентов (в зависимости от категорий сотрудников). В среднем зарплата на первом году службы будет составлять порядка 180 тысяч тенге. Это тоже, я считаю, не показатель, на котором можно успокоиться. Будем двигаться дальше.
Кроме этого добиваемся введения для наших сотрудников дополнительных 10-15 процентов надбавок, которые будут зависеть от дежурств, выполнения боевых задач, риска для жизни.
- У пожарных есть дополнительные источники дохода: скажем, пойти на какой-то объект с проверкой и за “рахмет” написать, что все хорошо?
- Пожарные, которые спасают людей, не занимаются проверками. Это работа инспекторов, их в общем количестве огнеборцев меньше одного процента. По закону госслужащий, каким является пожарный, дополнительно может заниматься только педагогической, научной или творческой деятельностью. Им даже в такси работать нельзя. Помните, из гарнизона в Астане уволили более 50 человек как раз из-за того, что они подрабатывали - кто-то водителем, кто-то сторожем. Хотя у наших коллег в той же Беларуси это не запрещено.
Оксана Акулова, Алматы