2183

По принципу “купи-продай”

В Казахстане больше не будет дефицита овощей и сахара, дружно заверяли журналистов, а значит, и весь социум несколько министров после заседания правительства во вторник.

По принципу “купи-продай”

В правительстве считают, что цены на овощи в Казахстане не скачут.

- По овощам ситуация стабильная. Вы в магазин ходите же? Видите, картофель стоит 130-140 тенге. Никогда такого не было! - восторгался министр сельского хозяйства Ербол КАРАШУКЕЕВ в кулуарах кабмина. - Полностью по картофелю, по моркови, по капусте мы закрыли свою потребность! Сейчас у нас никаких сомнений нет: овощей хватит до лета, год был хорошим, мы обеспечим всем! У нас порядка 4 млн тонн картофеля, из них 2 млн тонн - от организованных хозяйств. Половина из них - это личные подсобные хозяйства, половина сёла сами себя обеспечивают. В этом году у нас с 4,2 млн тонн до 4,7 млн тонн увеличилось производство картофеля, по всем видам овощной группы у нас наблюдается увеличение урожайности. Качество очень хорошее!

Журналисты приземлили было воодушевленного министра, напомнив, что помидоры сейчас продают по 1500 тенге за кило­грамм, но чиновник не стушевался:

- Так это у нас не первый год так! В октябре-ноябре у нас открытый грунт заканчивается, и их продукция уходит с рынков. Появляется закрытый грунт (овощи из теплиц. - Т. Г.). Он дороже. В связи с этим небольшой скачок цен всегда бывает.

Но цена килограмма помидоров за полторы тысячи тенге - это не есть хорошо, - в то же время признал министр. - Здесь можно будет только один ответ дать: нужно увеличивать объем производства. Для этого все необходимые меры предусмотрены. Будем финансировать дальше, увеличивать объемы закрытого грунта, в которых выращиваются овощи.

А скачок от открытого грунта к закрытому грунту ежегодно происходит, поэтому каждый год мы увеличиваем площади производства и огурцов, и помидоров. Я думаю, что ситуация скоро стабилизируется, - по-хозяйски ответил глава Минсельхоза.

После этого речь вновь зашла о картофеле. Этим клубневым продуктом Казахстан не только себя обеспечивает, но еще и приграничные государства - Узбекистан и Россию, похвастал Карашукеев.

Его коллега - министр торговли и интеграции, а еще к тому же и вице-премьер Серик ЖУМАНГАРИН подтвердил, что отечественного картофеля сейчас много. Но вместе с тем заметил, что его негде долго хранить. Тут он, конечно, реально охладил оптимистичный настрой руководителя Минсельхоза.

- Мы выращиваем картофель в достаточных объемах, чтобы экспортировать сейчас, но мы не можем его хранить до апреля, поэтому в апреле - конце марта мы должны его откуда-то завозить. Не хватает хранилищ. Прошлая позиция была, что государство будет строить хранилища, но это неправильно, - считает один из руководителей правительства, - государство не должно заниматься бизнесом. Всего два-три хранилища в регионе есть. Продукция дорожает, потому что мы не можем ее сохранить до того момента, когда она нужна.

А после этого Жумангарин выдал любопытную сентенцию:

- Мы едем в Узбекистан, который нуждается в нашем картофеле и моркови, чтобы заключить договор с ними. Сейчас мы готовы централизованно им продавать картофель и морковь, чтобы потом (внимание, барабанная дробь! - Т. Г.) у них купить централизованно в апреле тоже картофель, морковь. Но нужно, чтобы цена была нормальная, - это торговля.

Вот так прямо и сказал: продать, чтобы потом купить. Краткость, конечно, - искра таланта, но не до такой же степени! К счастью, мы люди понятливые - он наверняка сказал о разных партиях картофеля: мы хотим продать свой осенний урожай, а купить их весенний, тот же ранний картофель. Хотя… всякое же может быть, не правда ли?

Спросили у Жумангарина и о причинах высокой продовольственной инфляции. В Каза­хстане в октябре годовая инфляция составила 18,8 процента, при этом реальные зарплаты казах­станцев выросли всего на 5 процентов (по данным Бюро нацстатистики).

- Почему у нас сейчас инфляция составляет 18,8 процента? Самый большой фактор в инфляцию внес сахар - 75 процентов роста. Это произошло из-за того, что Россия закрыла экспорт, - сказал он. - Чтобы этого больше не повторилось, в этом году мы прикрепили каждый регион к каждому сахарному заводу (ого, даже так! - Т. Г.). Каждый регион должен оборотные средства дать, чтобы насытить себя через СПК (социально-предпринимательская корпорация). Сто процентов мы себя в этом году собственным сахаром будем обеспечивать! Да, он будет тростниковый, потому что пока свеклы недостаточно, но это будет наш сахар. Больше дефицита сахара не будет! - твердо пообещал вице-премьер, добавив, что заводы будут отпускать сахар по цене 450 тенге за килограмм.

А на самом правительственном заседании глава Минсельхоза Карашукеев сетовал, что в стране рассчитывали заработать на хлопке, но прогнозы по ценам не сбылись. Фермеры в этом году увеличили площади посевов хлопчатника на 16 тысяч гектаров. Этому способствовала высокая закупочная цена на уровне 350 тысяч тенге за тонну хлопка-сырца в прошлом году, что на 220 тысяч тенге больше, чем в 2020 году. Однако сегодня мировые цены на хлопок снизились из-за уменьшения спроса со стороны импортеров.

Чтобы больше так не пролетать, Минсельхоз предложил определять площадь посева исходя из возможностей его дальнейшего сбыта и прогнозов по водообес­печенности региона.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть