Добавить в жизнь красок
Красивый макияж, прическа, маникюр и самая настоящая фотосессия. Женщин, пострадавших от бытового насилия и сейчас живущих в кризисном центре, теперь просто не узнать.
Эти снимки станут частью фотовыставки, которая пройдет в череде мероприятий международной акции "16 дней активности против гендерного насилия" в Казахстане, которая стартует 25 ноября.
Привыкнув к своему новому "я" в зеркале, женщины признаются: такое у них впервые, раньше мужья и их родные не позволяли им прихорашиваться. Жизнь была тяжелой и безрадостной. Подружившись с новым отражением, пять женщин (они согласились открыто показать свои лица) выходят во двор. Здесь их ждет команда игроков по американскому футболу "Фениксы". Главный посыл фотосессии - сила должна защищать, а не губить красоту.
Участница фотосессии Виктория рассказывает: вышла замуж с ребенком, в новом браке родился еще один сын. Со временем муж начал проявлять агрессию к ней и детям, стал бить. Виктории пришлось убежать из дома с младшим сыном, а старшего поселить у его отца. Дом, который она оставила и где сейчас проживает абьюзер, кстати, куплен супругами совместно, на правах долей. Но, как это часто бывает в таких ситуациях, агрессор остается на своей территории, а жертва вынуждена искать приют и скрываться.
Насилие не всегда выливается в побои. Женщину могут притеснять морально и психологически, загнать в экономический капкан. И обидчик не всегда супруг. В приют попадали и очень пожилые женщины, которые страдали от рук своих же детей. Сотрудники кризисного центра "Жансая" насмотрелись и наслушались всякого - хватит на целый страшный сериал.
- Сложно составить портрет жертвы. Социальный уровень у всех очень разный. Часто здесь переживают жизненный кризис женщины из глубинки, не умеющие даже читать и писать. И это самая уязвимая категория для агрессоров. О каких правах и инструментах защиты может идти речь в таком случае! - отмечает волонтер кризисного центра "Жансая" Алия ДЖАНГУЖИНА.
Этот центр - единственный в Алматы государственный приют для жертв бытового насилия. Вокруг высокий забор - необходимая мера, чтобы к женщинам и детям, которые живут в приюте, не смогли пробиться агрессоры-обидчики. Здесь пострадавшим восстанавливают документы, помогают освоить новую профессию, с ними ведут работу психологи. Все для того, чтобы начать новую жизнь.
Около 30 процентов женщин возвращаются все же к своим семьям, и вектор их жизни идет совершенно по-новому. Но 12 процентов таких вернувшихся, увы, вновь возвращаются в приют. Некоторые совершали такие камбэки по три-четыре раза. Принимают всех, но только на полгода. Чтобы не было иждивенческих настроений. В последнее время в приюте стало много матерей с несколькими детьми.
Увы, тема бытового насилия сейчас актуальна как никогда. С ним сталкивается каждая третья казахстанская семья. Причин много. Одна из них - повсеместная привычка обвинить во всем жертву насилия и пристыдить ее, отсутствие поддержки со стороны близких, оправдывающих насилие семейными ценностями и традициями. А еще - экономическая неустроенность и нестабильность. Те, кто не может совладать с собой, начинает размахивать кулаками, притеснять родных. Правозащитники и общественники из Союза кризисных центров Казахстана регулярно вносят на рассмотрение в правительство свои предложения по ужесточению ответственности за бытовое насилие и за принудительное направление агрессора на занятия с психологом.
Юлия ЗЕНГ, Алматы.