2047

Химера конкуренции

Экономический детектив: чем больше Агентство по защите и развитию конкуренции бьется с монополизмом, тем его больше. И тем меньше степень индустриализации экономики. Пора выявлять злодея.

Химера конкуренции

Все мы любим детективы, а самый захватывающий сюжет - это когда главная разоблачающая улика нам предъявлена с самого начала, но что она означает и кого именно из действующих лиц разоблачает как злодея, выясняется только в самом конце. И вот вам такой указывающий на неизвестно кого детективный факт: степень индустриализации казахстанской экономики год от года уверенно… снижается.

Оглянемся на 2000 год, начало нового столетия и тысячелетия, а заодно и той новой экономической модели, которая действует до сих пор. Тогда доля промышленного производства в ВВП по инерции еще от советских времен сохранялась прилично высокой - 69,2 процента, доля продукции сельского хозяйства, хотя и упала против колхозно-совхозного уровня, все же имела свои 15,5 процента. И вот в начале нулевых с непрерывным ростом мировых цен на нефть и металлы в Казах­стане началось самое благодатное время для развития промышленности, как горнодобывающей, так и перерабатывающей, подстегиваемого еще и целевыми правительственными программами по импортозамещению и индустриализации заодно с идущими чередой программами развития АПК.

И что мы имели через десять лет такого уверенного роста, когда руководство страны, извлекая уроки из мирового кризиса 2007-2008 годов, запустило с 2009-го не просто очередную программу индустриализации, а целую ФИИР - форсированного индустриально-инновационного развития? По итогам 2010 года в Казахстане осталась только 55,5-процентная доля промышленного производства в ВВП, а доля АПК упала до 8,4 процента.

Ну ладно, долларовое изобилие тучных лет слегка разбаловало правительство, но вот уже третья по счету пятилетка ФИИР должна бы дать тот самый индустриально-инновационный эффект. Смотрим официальный итог 2021 года: доля промышленного производства в ВВП 45,1 процента, продукции сельского хозяйства - 8,9 процента.

Но так, извините, не бывает! Не бывает, чтобы громадные деньги, вложенные в разные карты индустриализации и многолетние организационные усилия минис­тров и акимов, принесли не просто нулевой, а крупно отрицательный результат.

Получается какая-то детективная загадка, так и мерещится бродящий по нашим промышленным объектам серийный маньяк, каждую ночь разрушающий все, что правительство успевает насоздавать днем. Причем возможности этого маньяка таковы, что искать злодея надо где-то на уровне премьера и его замов заодно с руководителями Нацбанка, сменяющими друг друга последние лет двадцать. Эдакая эстафетная палочка от одного антииндустриального маньяка к следующему.

Впрочем, прибережем разоб­лачения к финалу. А пока закрутим еще один детективный сюжет - насчет концепции развития и защиты конкуренции на 2022-2025 годы, утвержденной недавно - три месяца назад. Документ, скажу я вам, захватывающий! В начальной части сразу прямое атакующее обвинение, фактически разоблачение: экономика Казахстана - сплошная монополия, никакой конкуренции, одно доминирование.

Рынок электроэнергии - это вертикально интегрированные олигополии, степень доминирования которых от 55-70 до 90-100 процентов по регионам. На рынке коммунально-бытового угля доля двух крупнейших поставщиков составляет более 70 процентов. В железнодорожных перевозках три игрока держат под собой 93 процента рынка. А в авиаперевозках те же 93 процента делят “Эйр Астана” и SCAT. Рынок сотовой связи дуополистический: два игрока - сто процентов. В ЖКХ на вывозе бытовых отходов три компании контролируют более 90 процентов услуг, обслуживание лифтов - те же 90 процентов, услуги домофонов - 85 процентов и так далее по всему внутреннему рынку.

Заметьте, эта обвиняющая неизвестно кого констатация написана на третьем десятке лет активной деятельности Агентства по защите и развитию конкуренции - и написана его же специалистами. Причем в этом году АЗРК поднято в статусе - выведено из правительства. А его бывший председатель повышен до статуса вице-премьера - министра торговли. Одним словом, защита и развитие конкуренции - это ключевая фишка всего нынешнего правительства, и с этим кабмин идет как в последний бой.

И какой же разгромный бой обе­щан всем рыночным доминантам и монополистам? Вы не поверите, но на этот счет в концепции ничего нет. Вернее, там много всего написано: и про конкурент­ную теорию, и про процедуры, и про мировой опыт - для общего развития почитать полезно. Если кто-то подзабыл, например, что такое эффект Аверча - Джонсона, рекомендую. Но вот чтобы было хотя бы словцо, что уж теперь-то АЗРК заставит рынок перейти из монопольного в конкурентное качество, нет там такого.

Зато чем пронизана вся концепция, так это настойчивым рефреном о минимизации участия государства в экономике вообще и сокращении доли субъектов рынка с государственным участием в частности. И здесь даже начинающему детективу-расследователю есть за что зацепиться. Выходит, правительство, по умолчанию признавая бессилие-нежелание-невозможность победить всех хорошо ему известных доминатов и монополистов на казахстанском рынке, собирается весь этот монополизм окончательно… приватизировать.

Сui prodest (“Ищите, кому выгодно”) - так учили вычислять преступника еще в Древнем Риме. И свеженькая официально утверж­денная концепция защиты и развития конкуренции - это такая улика, что впору вызывать группу захвата.

Однако с таким количеством подозреваемых, да еще при таких должностях, нам не справиться. К тому же где-то в правительстве, давайте не забывать, замаскировался антииндустриальный маньяк. Его тоже надо вычислить. А поскольку наш детектив движется к концу, да и все улики уже собраны, пора приступать к разоблачениям.

Так вот, чтобы все стало на свои места, осталось добавить один факт, который давно у всех на виду. Основа нашей экономики - это добыча сырья на вывоз. А что такое, например, экспортно ориентированная добыча нефти? Это расположенные в глухой степи или на искусственных островах скважинные поля со своими вахтовыми поселками, со своей электростанцией на попутном газе и с экспорт­ным нефтепроводом, идущим тоже по пустым пространствам. Что из экономики Казахстана, из местных производств и из нацио­нальной инфраструктуры нужно такому бизнесу? Почти ничего. Единственное требование к влас­тям страны пребывания - чтобы не мешали, не отвлекали на какое-то внутреннее развитие и, главное, обеспечивали бы законодательно и на практике удешевляемый вывоз сырья. С откладыванием основной выручки за границей. Чем власти с энтузиазмом уже более двух десятилетий и занимаются, обеспечивая заодно и… деиндустриализацию национального производства. Не со зла и без всяких маньяков - всем дружным коллективом правительства.

Вот уж где государство, не провозглашая этого вслух, напрочь вышло из экономики и выполняет исключительно обслуживающую функцию, так это в экспортно-сырьевом бизнесе. А для продолжения такой роли “ночного сторожа” самое главное - это забыть и не вспоминать, что с лета этого года земля и недра Казахстана принадлежат народу и что от имени народа право собственности осуществляет государство. Но государство - это абстракция, а правительство - это реалия. Такая реалия, которая ни словом, ни делом, ни даже намеком не подступается к конституционной новации.

А что касается приватизации внутреннего монополизма, прикрываемой химерой “развития конкуренции”, здесь все просто: экономика Казахстана, состоящая из набора не слишком больших городов, распределенных по громадному пространству, объективно тяготеет к монополизму. И ответственному государству надо бы не бегать от этого факта, а положить в основу своей политики. Государству пора возвращаться в экономику и брать на себя ответственность за нее. Вот к какому Новому Казахстану стоило бы привыкать.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть