Бюджетные паразиты
Мечта накопить в ЕНПФ на пенсию для абсолютного большинства казахстанцев нереальна. Между тем без пользы для пенсионеров и для экономики в накопительном пузыре уже более 14 триллионов тенге. И с этим пора разбираться.
“Залезли на шею и свесили ноги” - под таким заголовком газета “Время” рассказала о депутатском запросе аманатовцев на имя премьер-министра и председателя Национального банка насчет того, как государственный пенсионный фонд распоряжается деньгами вкладчиков. Мажилисмены этим справедливо возмущены, а насчет вынесенного в заголовок сидения на шее - это про извлечение “инвестиционного” дохода за счет приобретения заемных бумаг Минфина, по которым ведомство рассчитывается действительно за счет бюджета.
Внимательные читатели “Времени” припомнят, что и мы тоже не раз называли такой способ “инвестирования” пенсионных накоплений еще более крепким словом - паразитированием. И ничего, все сошло безнаказанно. В смысле не газета или автор счастливо избежали наказания, а высокие должностные лица, причастные к паразитированию ЕНПФ на бюджете, конкретно к вытаскиванию из далеко не изобильной ныне государственной казны по 600-800 млрд тенге ежегодно в виде “прибыли”, - ничуть не пострадали. Такое впечатление, что они даже не заметили, вернее, предпочли “не заметить”, потому что ответить им нечего - паразитирование, оно паразитирование и есть.
Справедливости ради надо сказать, что сам ЕНПФ здесь как бы ни при чем. Эта организация осуществляет лишь учет. В этом смысле специалисты там работают грамотные и добросовестные. А претензии аманатовцев, как и наши с вами, имеют прямыми адресатами действительно главу правительства, под которым ходит Минфин и Министерство труда и социальной защиты, и главу Национального банка, который странным образом оказался ответственным за инвестирование пенсионных накоплений.
Впрочем, мы вполне можем пожалеть и премьера с председателем Нацбанка, не они это паразитирование придумали. Они при нем просто привычно присутствуют, как до них присутствовала целая вереница премьеров, министров финансов, министров труда и социальной защиты и председателей Нацбанка уже почти четверть века - начиная с создания накопительной пенсионной системы в 1998 году.
В Казахстане действующую пенсионную систему создавали по указанию Всемирного банка, имея в виду не только экономику, но и голимую политику - заменить советскую солидарную пенсионную систему индивидуальным накопительством. Из этого ровным счетом ничего не получилось. Сейчас мы это покажем. Зато получился замечательный финансовый пузырь, стремительно надуваемый как изымаемой у всякого легально работающего его зарплатной десятиной, так и той самой бессовестно и безнаказанно вытаскиваемой из бюджета “доходностью”.
Так вот насчет нашего утверждения, что ничего не получилось. Приведу коротенькую записку одного моего знакомого, конкретно озабоченного состоянием своего пенсионного счета: “В этом году подняли порог достаточности для досрочного изъятия, у кого было около пяти млн, стало восемь. Но и восемь, и даже 15 - этого для пенсии недостаточно. А сколько реально надо накопить к 63, чтобы получать пенсию хотя бы тысяч 200? Я считал. У меня за 40 млн получилось. Это ведь нереальные суммы. Никто столько не накопит. Сколько нужно в месяц перечислять в фонд 20-летним, 40-летним, чтобы накопить 40 млн к 63? Значит, система неработающая. Плюс опять поползновения собирать дополнительные взносы с работодателей. В итоге допнагрузка ляжет на одних и тех же. А 40 млн все равно не получится”.
Конец текста, и да, все так и есть - система неработающая. Неработающая по совершенно объективным основаниям, заложенным в саму структуру нашей “вывозной” экономической модели. Начиная с совершенно недостаточной доли оплаты труда в ВВП при громадной структурной безработице, прикрываемой специально придуманным словечком “самозанятость”.
Иллюстрируем самым свежим официальным раскладом ВВП по доходам за второй квартал 2022 года: оплата труда 27 процентов, налоги 10 процентов, валовая прибыль (читай: добывающих корпораций) 63 процента. То есть работники наемного труда на свои заработки могут приобрести лишь чуть более четверти национального продукта, тогда как их работодателям (читай: по большей части иностранным) достаются три четверти. Но это с учетом тех самых “самозанятых”. А если мы возьмем именно легальные зарплаты, учитываемые ЕНПФ, то, например, по прошлому году при ВВП 82,2 трлн тенге обязательных взносов поступило 1139 млрд, и это дает долю всего 13,8 процента. Такими цифрами сами же статистики подтверждают, что структурная безработица у нас охватывает до половины всего трудоспособного населения, а официально трудоустроенная половина на свои заработки способна приобрести лишь чуть более одной восьмушки национального продукта.
Назвать такую экономику антисоциальной - это даже слишком мягко. Выстраивать накопительную пенсионную систему на таком экономическом основании - безумие, жаль только в правительстве некому это понять и признать.
А еще пора вслух сказать, что никакими повышениями порогов достаточности ничего не поправить - народ все равно будет вытаскивать свою денежку, пользуясь любой возможностью.
Так, по состоянию на сентябрь на улучшение жилищных условий из ЕНПФ ушло уже 3142 млрд тенге, доставшиеся 1 333 000 вкладчиков. И еще 393 тысячи вкладчиков получили 307 млрд тенге на лечение.
Сколько из этих сумм пошло на реальное жилье и протезирование зубов, а сколько просто вытащено, никто не знает. Зато известно, что хотя бы так вытаскивать свою денежку могут не более полутора миллионов наиболее состоятельных граждан при общем количестве накопительных счетов, заметьте, 11,8 миллиона.
И еще насчет “ничего не получилось”. Вот расклад по ЕНПФ в этом году: взносов на 1 сентября поступило 1096 млрд тенге, из них добровольных 1,6 млрд, или пятнадцать сотых процента, - добровольцев как-то мало. При этом пенсионных выплат осуществлено на 1044 млрд в таком раскладе: на то самое улучшение жилищных условий - 685 млрд, на лечение - 182 млрд и еще 18 млрд тенге переведено в страховые компании. Итого по основному назначению на выплаты собственно пенсионерам ушло 159 млрд, где-то “осьмушка” от всех расходов. Основную массу поступлений народ интенсивно растаскивает кто как может.
С чем сравнить эти достающиеся именно пенсионерам 159 млрд тенге? Давайте сравним с начисленными самими накопителями “комиссионными” - 23,4 млрд, и тут прав депутат мажлиса Аманжан ЖАМАЛОВ, огласивший тот самый запрос - жирновато будет при такой-то отдаче.
Или давайте сравним с теми расходами на пенсионное обеспечение, которые вынужден нести бюджет, по старой доброй солидарной системе. На этот год заложено 4108 млрд тенге. Хорошо, если отдача от ЕНПФ к концу года потянет хотя бы на одну двадцатую от этой пенсионной нагрузки.
Одним словом, с какой стороны ни посмотри, кругом одна несуразность: ни толку для пенсионеров, ни пользы для экономики. Однако накопительный пузырь, сколько бы из него ни вытаскивали, продолжает исправно раздуваться - к этому моменту в нем уже более 14 трлн тенге. Еще бы, ведь помимо собираемых с работающих взносов это еще и вытаскиваемый почти целиком из бюджета “инвестиционный” доход, очередные 718 млрд тенге за восемь месяцев.
Что с этим безобразием делать? Мы не раз уже говорили, как можно полезно для вкладчиков и экономики организовать накопительную пенсионную систему, опираясь на конституционную новацию о принадлежности земли и недр народу и учитывая недавнее решение президента об открытии накопительных счетов для детей. И продолжим об этом говорить. Но сейчас впору спросить с бессильным изумлением: само-то правительство с Нацбанком в силах понять, в каком безобразии участвуют?
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы