Парки малые - возможности большие
Промышленные парки: где, кому и для чего?
Малые промышленные парки - это такие территории, где есть готовые помещения с необходимой инфраструктурой и коммуникациями. Если вы из малого и среднего бизнеса, приходите и начинайте работать. Единственное условие: не продавать и покупать, а производить! Если оглянуться на мир, то формат таких малых индустриальных зон отлично работает в ОАЭ, Китае, России и Турции. Опыт двух последних стран и лег в основу алматинской концепции. Почему не говорю казахстанской? Просто такая модель пока есть только в нашем городе. Но сейчас, видя результаты проекта, им заинтересовались и в других регионах.
- Программа малых промышленных парков была создана в рамках нашей региональной программы Almaty Business 2025. Первые промышленные парки были созданы в 2020 году на базе простаивающих объектов в черте города. Совместно с собственниками мы провели осмотр, сделали ремонт, где нужно было, еще площади отстроили, подвели всю инфраструктуру и разместили первых резидентов, - вспоминает историю проекта руководитель отдела по малым промышленным паркам Диас МУРЗАХАНОВ.
Экономические фишки
Как оказалось, такие парки выгодны для всех. Например, предприниматель получает в аренду готовое помещение еще и на льготных условиях.
- Новые производственные помещения с подведенной инфраструктурой идут по ставке 1200 тенге за квадратный метр. На рынке такие помещения начинаются от 2000 тенге и выше в зависимости от района города. А еще льготная ставка по аренде фиксируется на семь лет. То есть предприниматель застрахован от того, что завтра собственник может поднять цену, - рассказывает Диас Мурзаханов.
Плюс ко всему со следующего года производители смогут выкупить помещение. Специально для этого запустят промышленную ипотеку. Для резидентов малых промышленных парков есть и другая кредитная программа. Например, они могут оформить заем до 70 млн тенге под 2 процента. Если же сумма будет выше, то финансирование можно получить под 6 процентов. Эти деньги вкладывают в развитие производства: закупают оборудование или сырье, пополняют оборотные средства. Понятно, что такие условия заинтересовали предпринимателей.
- Под малые промышленные парки уже используется 26 тысяч квадратных метров. Сейчас благодаря запуску 53 предприятий создано 669 новых рабочих мест. Сумма частных инвестиций составила 2 млрд тенге. Объем производимой продукции - около 2,5 млрд тенге ежегодно, - подсчитал Диас Мурзаханов.
В общем, выгодно всем, в том числе и самому хозяину помещения, который получает серьезного долгосрочного арендатора. Ну и нам, потребителям. Ведь казахстанский рынок начал наконец-таки разгружаться от импортных товаров.
Открыть дверь на экспортный рынок
Малые промышленные парки взрастили множество производств: от небольших швейных фабрик, мебельных цехов до предприятий в машиностроении, химической, пищевой промышленности. Начали тут выпускать и один из самых спросовых товаров в строительстве - межкомнатные двери. Раньше они завозились только из России, Беларуси и Китая. Но пару лет назад один из алматинских предпринимателей решил изменить ситуацию. И на эту мысль его вдохновила Южная Корея.
- Я по бизнесу бывал в Корее. Удивлялся: как страна, которая не так давно была одной из беднейших в мире, совершила рывок и стала одной из передовых экономик? Я начал изучать этот феномен. И потом понял: своя промышленность, производство - вот одно из главных условий независимости страны. Нужно не просто продавать, а созидать, - вспоминает Азат КАЛИУЛЛА.
Опыт в продаже стройматериалов у предпринимателя уже был. Почему бы не освоить выпуск тех же межкомнатных дверей? Без них ни один ремонт и ни одна стройка не обойдутся. Тем более, говорит бизнесмен, что объемы нашего строительства уже сравнялись с российскими.
Так на территории малого промышленного парка и появилось это производство.
Внутри цехов порядок, многие процессы автоматизированы. Простой исключен, все должно работать как часы. Сейчас тут ежемесячно выпускают до десяти тысяч дверей: сорок моделей в тридцати расцветках. Только хороший объем может уменьшить себестоимость, а значит, и рыночную цену.
- У нас дверь щитовая в комплекте стоит 19 тысяч тенге, при объеме закупа мы даем еще скидку. С алюминиевой кромкой - это антивандальная дверь, которая на рынке стоит от 100 тысяч. Мы ее от 60 до 70 тысяч продаем за комплект, - проводит мне экскурсию по предприятию Азат Калиулла.
Помимо объемов тут строго следят и за качеством. Уверяют, что оно европейское. Соответствовать ему не просто и не дешево. Если бы еще и аренда на них давила, было бы совсем худо работать. А сейчас, имея льготы, могут себе позволить не экономить на технологиях и сырье. Например, наши производители используют экологичный МДФ. У него класс эмиссии формальдегида - Е1. Это значит, что материал абсолютно безопасен, может даже использоваться в изготовлении детской мебели.
- Еще многие производители наполняют дверь МДФ. А это что такое? Это остатки. Такая дверь долго не прослужит. Мы же решили, что внутри наших дверей будет только брус. Такой продукт надежнее и долговечнее. Мы что попало производить не хотим, - уверяет Азат Калиулла.
Качество, видимо, уже оценили. Их продукцию покупают и крупные застройщики, и те, кто решился делать ремонт в своей квартире. А недавно эти двери в своих домах стали ставить и американцы. Интересно, что западный покупатель не капризен в выборе моделей. Они не смотрят на тренды в дизайне. Если казахстанцы чаще всего выбирают модную неоклассику, то американцы предпочитают обычные царговые двери. Кстати, в планах предприятия открыть для себя и рынок стран Персидского залива. Там сейчас тоже строительный бум.
Без импортного пресса
Малый промышленный парк помог появиться еще одному интересному проекту. Здесь начали выпускать дорогостоящее оборудование - пресс-формы. Крупные заводы отливают в них любые пластиковые изделия.
- Нашими клиентами являются производители стройматериалов, нефтегазового и медицинского оборудования. При помощи пресс-форм изготавливают манжеты, сальники для гидравлического оборудования. Производят также бытовую продукцию - одноразовую посуду, ведра, - пояснил директор предприятия Жанат КАПЕСОВ.
Бизнесмен признается: если бы не малый промышленный парк, запуск производства стоял бы под вопросом, ведь пришлось бы самим покупать участок, строить помещение, подводить коммуникации. А это дорого и долго. Очень важно, что проект все-таки состоялся.
Такое предприятие единственное в стране. Некоторые крупные заводы выпускают пресс-формы, но только для себя. Остальным же приходится заказывать их в Турции, России или Китае. Но загвоздка в том, что готовую продукцию из-за сложностей логистики приходится ждать три-четыре месяца.
- Наши клиенты раньше работали с Китаем. Им приходилось отправлять туда своих людей с пластиком, тестировать пресс-форму на месте. Если она не заработает, то надо переделывать дизайн, а это сроки. Мы же при изготовлении пресс-формы делаем моделирование, проверяем пластик заказчика на своем станке, отливаем изделие, смотрим, как пластик будет заполнять пресс-форму. После этого даем гарантию, - рассказывает о технологических фишках Жанат Капесов.
С нуля разработать конструкцию, дизайн, протестировать, изготовить и доставить пресс-форму наши могут всего за месяц. Работать так быстро им помогает машинный центр с числовым программным управлением. Но, даже несмотря на полную автоматизацию процессов, предприятие не может закрыть потребности рынка. Сейчас тут могут изготовить пресс-формы только для трех-четырех предприятий. Поэтому промышленники собираются увеличивать мощности. Для этого они хотят взять льготный кредит и закупить дополнительное оборудование.
Эпилог
Сейчас главная проблема малых промышленных парков - большой спрос на них. В очереди на льготную аренду помещений стоят 185 предприятий. В планах города - увеличить за пару лет мощность промзон до 250 тысяч квадратных метров.
Елена БАХАРЕВА, фото Олега СПИВАКА и из архива Жаната КАПЕСОВА, Алматы