Рыночный негатив
Есть ли вообще в стране какие-нибудь единые операторы, которые не влияют отрицательно на развитие рынка, и кто они такие?
Продолжим разбирать послание президента народу - оно того стоит. Надо понимать, что это документ, разумеется, президентский, но настолько же и правительственный, включая те его части, где глава государства поручает кабмину двигаться в таком-то направлении, сделать то-то и то-то. Президент задает общий тон и настроение посланию, начиняет его своим видением стоящих перед страной политических задач и вызовов, накопившихся проблем и способов их решения. Но это всякий раз увязывается с видением правительства и его способностью решать поставленные задачи. По-другому в нашей системе власти, не слишком-то разделенной на представительную, исполнительную и судебную вертикали, попросту быть не может.
Понимая это, мы легко выделим из послания именно президентскую часть - это предстоящие выборы главы государства, а следующей весной - перевыборы мажилиса. Легко выделим и те новеллы насчет, например, накопительных счетов для детей, повышения минимальной заработной платы и другие, которые делают послание фактически предвыборной программой Касым-Жомарта ТОКАЕВА.
Но поскольку из всей такой избирательной повестки вытекает, что правительство (если не в том же составе, то с той же экономической политикой) будет действовать еще по крайней мере полгода, чрезвычайно интересно вглядеться, какие же новые направления и акценты у этой политики.
Если сжато, то это подтверждение отхода от госкапитализма и вмешательства государства в экономику, включая поэтапный отказ от вмешательства в ценообразование. За исключением неконкурентных рынков, тарифы монополистов остаются под плотным контролем. А вне сферы контролируемого государством монополизма - стимулирование частного предпринимательства и конкуренции и, конечно же, справедливое распределение национального дохода.
Как частный бизнес и конкуренция обеспечат еще и справедливое распределение дохода между производителями и потребителями, между теми, кто продает и кто покупает, да еще и без вмешательства государства, этот вопрос оставим за скобками. Сосредоточимся на том, многое ли в казахстанской экономике можно действительно отдать в конкурентный рынок и каков в видении правительства тот набор монополий, тарифы которых государство собирается оставить под контролем.
Здесь подсказкой будет действительно новая формулировка в послании: на развитие рыночной экономики негативно влияет деятельность единых операторов, их нужно передать в конкурентную среду либо признать монополистами.
Перечитай, читатель, эту фразу еще пару раз. В ней заключена поистине сенсация, целая революция в неизменно направленной на всяческую либерализацию казахстанского рынка политике правительства. Не только этого правительства, но и всех предыдущих!
Вся революционность откроется, стоит нам только уточнить, что такое “единый оператор”. А это, например, “Казахстан темир жолы” - национальный оператор железнодорожных перевозок, “Казавтожол” - оператор строительства и содержания дорог, “КазТрансОйл” и “КазТрансГаз” - национальные операторы по транспорту нефти и газа, от услуг которых зависят стоимость ГСМ и тарифы на газоснабжение, а заодно и на электро- и теплоснабжение. Это “Казпочта” и “Казахтелеком”, по линии энергетики - KEGOС и КОРЭМ с “Казатомпромом”. По сельскохозяйственной линии это “КазАгро”, в пенсионном деле - ЕНПФ и так далее по длинному списку.
У нас даже навскидку около полусотни единых операторов, из которых большая часть национального уровня, и практически все они, иногда даже в решающей степени, влияют на стоимость едва ли не всего, что мы покупаем или чем пользуемся.
Причем процесс создания и укрупнения таких единых операторов не останавливается. Например, у нас уже есть Центр электронных финансов - оператор в сфере электронных закупок, хотя не все такие закупки централизованы. Причем в нынешнем же послании обозначена и такая задача - закупки государственных и квазигосударственных организаций необходимо перевести на единую платформу. Осталось только определиться, отдать ли такую платформу каким-нибудь частникам в расчете на свободный рынок и конкуренцию или все же записать в государственную монополию и плотно опекать.
Или вот, например, президент не так давно подписал закон, объединяющий АО “Казахстанская ипотечная компания”, АО “Байтерек девелопмент”, АО “Фонд гарантирования жилищного строительства”, а также инструмент субсидирования застройщиков через АО “Даму” в единого оператора жилищного строительства на базе АО “НУХ “Байтерек”. Это тоже отдать частникам или подвести под госмонополию?
Одним словом, если конкретно подойти к едва ли не любому в списке единых операторов, выясняются две вещи: первая - данный оператор действительно необходим рынку, вторая - этот объективно необходимый рынку единый оператор - фактический монополист, отдавать его в частный бизнес означает не развитие конкуренции, а ее подавление и искажение.
Нет, не все единые операторы, безусловно, необходимы, а некоторые так попросту незаконны. Вот, например, знаменитое “Самрук-Энерго”. Законом об электроэнергетике предусмотрены энергопроизводящие, энергопередающие и энергоснабжающие организации, а оператора-собственника, который держал бы под собой их всех вместе, не предусмотрено. Бюджет же “Самрук-Энерго” - это вообще откровенное и беззастенчивое изъятие средств у предприятий, прямо попирающее тарифное законодательство. Предприятие “Алматинские электрические станции”, оперирующее сразу Капшагайской ГЭС, тремя разными ТЭЦ и каскадом малых ГЭС, также вне правовых рамок. Так что правительству есть с чем разбираться хотя бы в одной только электроэнергетике.
Но в целом, повторим, институт единых операторов необходим и объективно представляет из себя монополию, требующую ответственного и грамотного государственного попечения. Более того, все единые операторы в совокупности - это фактический каркас казахстанской экономики, подобный скелету человека. И хороши бы мы с вами были, если бы нашими ребрами, берцовыми костями, ключицами и черепной коробкой управляли разные ловкие игроки, руководствующиеся собственным рыночным интересом. Мы с вами homo sapiens именно потому, что имеем головной мозг и центральную нервную систему, чем не худо бы обзавестись и правительству.
Так уж получилось, что казахстанская экономика - это небольшое количество весьма некрупных по величине городских агломераций, отнесенных друг от друга на гигантские расстояния. Причем чуть ли не все наши города трансграничные, расположены гораздо ближе к городам сопредельных государств, нежели друг к другу.
К такой экономике тезисы из заграничных методичек о государстве - плохом менеджере, хорошо выученные, но плохо понятые, неприменимы. И уж коль скоро правительство само себе поставило задачу разобраться с едиными операторами - пусть разбирается. Начиная с холдинга “Самрук-Казына” - вредоносно-бессмысленного оператора над всеми отраслевыми национальными операторами.
Согласно посланию этот Фонд национального благосостояния трансформируется в инвестора, владеющего только мажоритарным пакетом. Если по-другому не удается уничтожить, пусть хоть так. Мы же выразимся решительнее: нацкомпании, они же национальные операторы, давно пора развести по профильным министерствам.
Короче, мы полностью за все, сказанное в послании. Только пусть правительство все правильно исполнит!
Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы