2806

Между строк

В свете предстоящих президентских перевыборов многое в послании главы республики народу имеет свой подтекст, наполнение и продолжение…

Между строк

Со времен Штирлица известно: запоминается последняя фраза. А потому прозвучавшее 1 сентября президентское послание уже впечатано в нашу историю открытием привычно досрочного и сразу двойного избирательного сезона: этой осенью состоятся досрочные выборы главы государства, после чего - где-нибудь весной следующего года - выборы нового мажилиса, по окончании которых - так по Конституции - действующее правительство уйдет в отставку и будет сформировано новое.

Можно было бы в очередной раз посетовать, что опять политическая необходимость “поправляет” Конституцию, но в наше неспокойное время, боюсь, по-другому не получается. Необходимость же, да, присутствует в полной мере. Острая военная стадия конфликта вокруг Украины ни в этом, ни в следующем году не завершится, так как любое украинское урегулирование затрагивает и общую судьбу НАТО, от которого Кремль в декабре 2021 года потребовал “вернуться к границам 1997 года”. Кроме того, набирает обороты процесс переформатирования однополярной глобализации в многополярную. И если все это уложится в предстоящие пять-семь лет, будем считать, что человечеству и нам конкретно чрезвычайно повезло. А потому самое главное в объявленных президентом перевыборах то, что он не собирается уходить в сторону и обновляет действительно уже полновластный мандат в преддверии очень и очень серьезных испытаний.

Послание фактически становится и президентской избирательной программой. Мы с вами легко увидим ее новеллы в виде фиксации пенсионного возраста для женщин, продления отпуска по уходу за ребенком, повышения минимальной заработной платы и, главное, открытия накопительных счетов для детей и зачисления на них доходов из Нацфонда.

А в целом, коль до появления действительно нового правительства и, будем надеяться, новой экономической политики у нас еще примерно полгода, остальная часть послания - это карт-бланш правительству на продолжение и усиление всяческой либерализации, ничего особо нового там нет.

Формула “тариф в обмен на инвестиции” далеко не новая - первый раз она была опробована сразу по завершении острой фазы мирового кризиса 2007-2008 годов и по его урокам. Тогда тарифы на выработку электроэнергии с включенной в них инвестиционной надбавкой и ежегодным рос­том были утверждены сразу с 2009 по 2015 год. И это, между прочим, сработало: на электростанциях кое-что удалось обновить и отремонтировать. Знаете почему? Потому что 2009 год начался с девальвации, 2015-й ею закончился, а между ними курс тенге, не считая небольшой девальвации 2014 года, был почти неизменным.

Потом тот же прием “тариф в обмен на инвестиции” попытались распространить на электросети и на все ЖКХ - ничего не получилось: плавающий тенге и абсолютная непрозрачность энергетики и ЖКХ не позволили.

В результате представленные в послании данные по чрезвычайному износу электрических, тепловых и водопроводных сетей тоже далеко не новые - те же тревожные констатации уже были и пять, и десять, и пятнадцать лет назад.

Единственное, что действительно внове, - впервые за три десятилетия предстоит не просто поддерживать, а срочно строить новые мощности в той же энергетике. Набор новых мощностей уже определен в выполненном по президентскому же заданию “Энергетическом балансе до 2035 года”. Потребный тариф в обмен на соответствующие инвес­тиции там благоразумно не указан, но даже прикидочный расчет показывает: чтобы успевать за темпами, надо уже сегодня поднимать тариф на 12-15 тенге за киловатт-час для электростанций и на столько же - для электросетей.

Вопрос к правительству: поскольку никаких других инвесторов, кроме самих потребителей, в электроэнергетике нет и не предвидится, потянут ли население, малый-средний бизнес, да и крупный тоже, такое тарифное утяжеление? И не пора ли дать реальный ответ на другие поручения президента насчет эффективности использования средств Нацфонда и инвестирования пенсионных накоплений? Ведь бесполезное для пенсионеров и экономики раздувание накопительного пузыря ЕНПФ выкачиваемым из бюджета “инвестиционным доходом” - это издевательство! Да и Нацбанку пора исхитриться-таки и создать длинные и дешевые деньги для производственного кредитования.

Впрочем, и такие поручения содержались в президентских посланиях 5-10-летней давности, и, между нами говоря, в исполнении нынешнего правительства, и в рамках той же политики они… невыполнимы.

Если откровенно, сформированная еще четверть века назад экономическая политика на самом деле решает только одну задачу - удешевления добычи сырья на экспорт. С внешним же инвес­тированием и кредитованием такого процесса и откладыванием за границей не только экспортной выручки, но и доходов от такого инвестирования-кредитования. И с поддержанием внутри страны, включая инвестиции и кредиты, лишь того минимума населения и инфраструктуры, которые для этого необходимы. А практическим идеологическим оформлением такой “вывозной” модели служит неизменный курс всех подряд правительств на подражание стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (читай: альянса развитых государств, как раз таки и пользующихся сырьевой “многовекторностью” Казахстана).

Надеемся, с новым президентским мандатом и обновленным парламентом придет правительство, понимающее, что в конкретных условиях Казахстана подражательно-либеральная модель привела к деиндустриализации и десоциализации нашей экономики, и государству просто необходимо переосмысливать свою роль и ответственность за экономику и возвращаться в нее.

Хотя не худо бы начать уже сейчас - и как раз с такого переломного шага, как открытие накопительных счетов для детей.

Сама идея, что деньги из Нацфонда должны идти гражданам, абсолютно правильная. Ведь земля и ее недра отныне принадлежат народу, а Национальный фонд - это как раз и есть то, что достается государству от экспорта невосполнимых природных ресурсов. Но за этим буквально судьбоносным шагом неизбежно потянутся вопросы, на которые властям все равно придется искать ответы. Например: а почему только детям, тогда как в Конституции сказано про весь народ?

И почему не какая-то часть от всех поступлений в Национальный фонд, а только от инвестиционного дохода и почему не весь доход, а только половина?

Если верить публикуемым Национальным банком платежным балансам, за последние десять лет, с 2012 по 2021 год, вознаграждений от резервов и активов Национального фонда набежало ровно на 11,062 млрд долларов. Детей до 16 лет на начало года в Казахстане было 5,956 млн. Делим одно на другое и берем половину - получается, если тенденция не изменится, за следующие десять лет каждому ребенку набежит по 928 долларов. На жилье и образование вряд ли хватит, хотя тоже деньги.

Однако лиха беда начало. Самое время поинтересоваться у правительства: а не стоит ли так реформировать сам Национальный фонд, чтобы он стал прозрачным и чтобы поступления в него действительно начали составлять адекватную часть от принадлежащих народу богатств недр? и не включить ли для начала Нацио­нальный фонд в состав государственного бюджета?

Одним словом, у нас начинается воистину судьбоносная череда избирательных кампаний. И мы с вами в них обязательно поучаствуем!

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть