Колхоз - дело добровольное
Без укрупнения аграрному производству не подняться, а без организующей роли государства укрупнения не дождаться
В прошлый раз (см. “Не новая экономическая политика”, “Время” от 11.8.2022 г.) мы пообещали рассказать, как осуществить новую коллективизацию на селе. Естественно, говоря о коллективизации, мы предвидим ваши вопросы: зачем ворошить старое и чем нас не устраивает нынешнее крестьянско-фермерское хозяйствование вперемешку с земельными латифундиями? Не будем изобретать собственных аргументов, обратимся к официальной статистике. А именно: сравним итоги прошлого, 2021 года с 1990-м - последним полным сельхозгодом существования Казахской ССР.
С тех пор по урожайности и валовым сборам зерновых принципиально то же самое. Картофеля, да, собираем почти в два раза больше, а овощей - так в пять раз. Хлопка - половина от прежнего, а сахарной свеклы - меньше половины. По семенам подсолнечника прорыв - в 11 раз больше, но в целом отрасль растениеводства, можно сказать, топчется на месте. Точнее, откатывается назад, потому что за три десятилетия независимости мировой прогресс в агронауке и технологиях громадный.
Что же до более сложного и рентабельного второго сельскохозяйственного передела - животноводства, нам до сих пор и близко не дотянуться до клятых колхозно-совхозных времен. Численность КРС вышла только на 85 процентов, птицы - на 80 процентов, овец и коз - на 60 процентов, а свиней и вовсе на 26 процентов. Лошадей, правда, стало в два раза больше, здесь фермеры-одиночки не сплоховали.
Как результат, вот такие показатели городской пищевой промышленности: по растительному маслу у нас прорыв - 470 процентов от советских объемов, фруктовых соков делаем тоже целых 170 процентов и муки мелем в полтора раза больше. Но это и все выросшие позиции, разве что еще пива разливаем в два с половиной раза больше.
По остальным главным продуктам питания все печально: сахара в прошлом году наварили только 87 процентов от былого, колбасы произвели 39 процентов, мяса и субпродуктов еще меньше - 31 процент, молока - 42 процента, а сливочного масла - только 32 процента от того, что было тридцать лет назад. Сыров и творога, правда, выпускаем примерно столько же, а вот хлеба выпекаем только 31 процент - будем надеяться, что народ бережет фигуру.
Ну и если пошел такой разговор, то водки разливается только 24 процента, а виноградного вина - 41 процент. Жить стало если не веселее, то здоровее. И вот, посмотрев невольно трезвым взглядом на такие производственные показатели, скажем твердо: это катастрофа!
Но еще большая катастрофа социальная и просто человеческая! Всего в сельской местности, утверждает та же статистика, к концу 2021 года продолжали жить 3753 тысячи человек, из них трудоспособного возраста - 3688 тысяч. Получается, почти сплошь одни рабочие руки, дети и старики куда-то подевались. А знаете, сколько из этих трех миллионов и почти семисот тысяч потенциальных пахарей и скотников трудоустроены по-современному, в нормальных трудовых коллективах, с зарплатами через бухгалтерию и социальными отчислениями? Ответ: списочная численность рабочей силы по строке “сельское, лесное и рыбное хозяйство” к началу этого года составляла… 69 601 человек, или 1,9 процента от всей сельской рабочей силы.
Ну и как правительство справляется с этой бедой, какие меры принимаются для сельскохозяйственного возрождения? В каком-то смысле меры принимаются прямо-таки грандиозные! И это, и все предыдущие правительства со времен ликвидации колхозно-совхозного строя только тем и заняты, что выделяют и делят ежегодные субсидии - под посевную и под уборочную, под все виды растениеводства, животноводства и птицеводства. Создана разветвленная, всеохватная и постоянно совершенствуемая система государственной поддержки на гектар пашни и на виды культур, на литр молока, на яйцо такой-то категории, на такой-то молодняк, на говядину и баранину такого-то вида…
Министры сельского хозяйства меняются чаще, чем севообороты, и каждый приносит свой подход и свою концепцию, куда и на что государству тратить деньги. Одно не меняется - с той стороны государственной поддержки - невероятная мешанина из фермерских-крестьянских хозяйств с более-менее крупными частными хозяйствами полуфеодального, полусовременного вида.
Нет, необходимость укрупнения признается, и даже пару раз пытались что-то такое скооперировать - полная неудача. Хотя бы потому, что сколько-нибудь пригодные земли уже разобраны, а у частного хозяина, если даже земля не используется, ее не отнимешь.
Но мы ведь с вами отстаиваем концепцию возвращения государства в экономику, и начинать надо как раз с села и сельского хозяйства. Например, так. Государство выступает ответственным организатором и одновременно участником возрождения крупнотоварного аграрного производства, выстраиваемого на решении следующих задач:
- обеспечение полной занятости всего сельского населения, с запасом;
- оптимальное использование земельных и водных ресурсов;
- развитие перерабатывающих производств и городской фирменной торговли;
- создание современной сельской жилой и социальной инфраструктуры.
Для этого правительство в инициативном порядке учреждает колхозы - коллективные хозяйства в форме ПК или ТОО с государственным участием на правах ГЧП. Колхозы учреждаются в крупных селах с таким расчетом, чтобы села-аулы поменьше стали бы их отделениями. А общий расчет - чтобы новой коллективизацией были бы охвачены все пригородные зоны и вся сельская местность. Для начала стоит запустить пять-десять пилотных проектов.
Вступление в колхозы должно быть делом исключительно добровольным, но после их организации государственная поддержка аграрного производства, все виды субсидий и льготного кредитования осуществляются исключительно через них. Распределение государственной поддержки между участниками колхоза осуществляется решением его правления.
К дислокации колхозов привязывается размещение территориальных пунктов ветеринарии, службы фито- и биоконтроля. При колхозах создаются пункты потребительской кооперации, складские, заготовительные и перерабатывающие пункты, транспортные предприятия, станции обеспечения сельскохозяйственной техникой, центры снабжения удобрениями и гербицидами.
Колхозы составляют планы весенних посевных и осенних уборочных кампаний, планы комплексного развития, учитывающие использование незадействованных сельхозземель и развитие производственной кооперации участников колхозного объединения, планы обустройства центральных усадеб и отделений, планы создания перерабатывающих, складских и фирменных торговых центров в городах.
Утвержденные планы финансируются через районные отделения Госагробанка, который тоже надо создать. Финансирование осуществляется не на коммерческой основе, процентная ставка устанавливается из расчета компенсации инфляции. Применяется кредитование только на частично возвратной или полностью невозвратной основе. Средства, получаемые колхозами на невозвратной основе, засчитываются в счет увеличения государственной доли в них, включая право голоса. Участники колхоза вправе выйти из него со своей долей или увеличить ее за счет приобретения части государственной доли.
При Министерстве сельского хозяйства создается институт “Сельхозпроект”, разрабатывающий планы размещения и развития колхозов, их центральных усадеб и отделений, планы создания и территориального размещения семеноводческих и селекционных хозяйств. Создание и деятельность таких хозяйств также финансируется через систему Госагробанка. Так победим!
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы