2107

Отдать города горожанам!

Разбираем законопроект о местном самоуправлении и план развития Алматы - в чем они пересекаются и расходятся

Отдать  города горожанам!

Хороша современная жизнь, почти вся она перемещена в интернет. Самые пугающие прогнозы и обнадеживающие новости - все оттуда. Политика тоже сдвигается в виртуальное пространство: что пишут блогеры, то и есть руководящая и направляющая линия для правительства и акимов. Парламентская деятельность и политические партии - это уже что-то из уходящего времени. Что, например, думают в партии Amanat или, к примеру, бывшие народные коммунисты по поводу, допустим, остановки КТК или разрыва курсовой связки тенге и рубля? Кому это интересно? Подозреваем, что там вообще не знают, что думать, а если что и думают, то прочитанное в интернете.

Это мы к тому, что на сайте “Открытые НПА” выставлен проект концепции закона о местном самоуправлении. А на сайте Центра развития Алматы - проект “Основные приоритеты плана развития г. Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года” с призывом акима города Ерболата ДОСАЕВА тоже его пообсуждать.

И то и другое не только жизненно важно, но и плотно связано между собой, что мы сейчас и продемонстрируем. Но сначала продолжим общую вводную: мы живем в принципиально меняющемся мире, и в течение ближайших месяцев, ближайших нескольких лет государству придется (только не падайте в обморок!)… вернуться в экономику, чтобы взять на себя ответственность за нее. Если хотите, хотя бы из-за не случайно появившегося именно сейчас дополнения в Конституцию, что земля и ее недра принадлежат народу, а государство от имени народа-хозяина осуществляет управление ими. Для этого нам нужно совсем не похожее на нынешнее государство. Главное же, что переделка однополярного мира в многополярный тоже ведет к восстановлению национальных суверенитетов над теми богатствами земли и ее недр, которыми последние два десятилетия беззастенчиво пользуются транснациональные инвесторы вкупе с компрадорскими режимами.

Если конкретно, то мы в шаге от того революционного времени, когда государства-суверены станут опирать международный курс своих валют не на котировки долларовых бирж, а на определяемую в их же валютах биржевую стоимость экспортируемого ими стратегического сырья. А внутри страны устойчивость национальной валюты будет опираться на гарантируемую государством связку стоимостей тех ключевых товаров, от которых тянутся самые важные ценовые цепочки. Это тариф на 1 кВт-ч, конечно, это цена литра бензина и солярки, килограмма муки, сахара и подсолнечного масла, цемента и арматуры в строительстве, стоимость места в детском саду и обучения в университете и так далее.

Тему эту мы здесь развивать не будем, считайте такую вводную анонсом отдельного материала.

Сейчас же перейдем к тому самому местному само­управлению, законопроект по которому нам анонсировало Министерство национальной экономики. В чем его важность? Да хотя бы в том, что принадлежащая народу земля, она не вообще в государстве Казахстан и не в областях и районах. Она в городах и поселках, селах и аулах, а также в пригородных поясах и вокруг сельских поселений. И народ-хозяин - он ведь тоже живет не в территориально-административных единицах, а в конкретном городе, поселке, селе-ауле. Значит, не абстрактный народ, а жители больших городов и малых поселений строго по Конституции должны получить возможность избирать такую местную власть, которая и станет служить местным жителям.

Сразу скажем, что выставленный на обсуждение законопроект о МСУ - абсолютная пустышка, к тому же еще и внеконституционная. И дело не в низкой квалификации чиновников, а в принципе. Принцип же таков: власть - она всегда одна. А у нас в Казахстане во всех без исключения административно-территориальных единицах, вплоть до сел и сельских округов, властвуют акимы. Соответственно, акимы подбирают себе состав маслихатов, формируют из удобных им деятелей общественные, консультативные или экспертные советы, но никогда не допустят на своих территориях ничего не контролируемого ими.

К примеру, если кто не в курсе, у нас и по действующему законодательству о МСУ в крупных городах имеются территориальные советы местного самоуправления, территориями для которых определены избирательные округа. А в городах районного уровня и в сельских поселениях местное самоуправление осуществляется через собрания и сходы граждан.

На самом же деле, разумеется, ничего не имеется и не осуществляется элементарно как ненужное акимам. Вот и опубликованный законопроект - это очередная попытка дополнить всевластие акимов, причем только на сельском уровне, нашлепками в виде кенесов, заведомо бесполезных. Плюс затея с выборами самих низовых акимов, что уже вообще вразрез с Конституцией, поскольку в ней они определены представителями президента и правительства.

Понятно, что в наших реалиях лучше разработать новый законопроект, основанный на следующих принципах: в областях и районах - акимы и маслихаты; в городах, поселках и селах - власти МСУ в форме представительных (кенесы, горсоветы, сельсоветы) и исполнительных органов (горисполкомы, мэры, сельские управы, старосты).

Теперь насчет планов развития Алматы, предложенных очередным представителем не горожан, а президента и правительства. Предыдущий аким потратил первые полгода на презентацию мастер-плана развития Алматы до 2050 года в наборе глянцевых картинок с намеком то ли на анекдот про Насреддина, его ишака и хана, то ли на намерение досидеть в кресле до означенного срока.

Нынешний аким подходит не в пример конкретнее, и приоритеты до близкого уже 2025-го и далекого 2030 года выбраны, скажем так, посильные. Но спроси алматинцев: стань вдруг они избирателями, за какого мэра стоило бы проголосовать? Понятно за какого: кто пообещает ликвидировать смог, пробки и точечную застройку. Но ведь это, если не для популизма, а всерьез говорить, программа пусть не до середины века, но на 10-15 лет точно.

Акимы или мэры могут меняться, программа - оставаться и исполняться. Причем такая программа должна распространяться на всю Алматинскую агломерацию и иметь не только городской и областной, но и национальный уровень. Имеется и прописанное в градостроительном законодательстве название для такой программы - “Генеральный план”, без которого, между прочим, южная столица живет уже третье десятилетие.

Почему Алматы живет без генплана, как, кстати, и другие города? Тому есть две причины: некому составлять и некому исполнять. Вот смотрите, аким Досаев сообщает, что в разработке “Основных приоритетов” участвовали 40 независимых экспертов, а всего учтено более тысячи предложений горожан. Общественный потенциал - это необходимо и замечательно, но между экспертами-энтузиастами, с одной стороны, и должностными лицами акимата - с другой, нет связки в виде профессиональной организации - разработчика генерального плана. Специалистов, способных комплексно рассматривать градостроительство в разрезе транспорта, энергетики, ЖКХ, экологии, культуры и социальной сферы, мы потеряли как класс, и возвращающемуся к ответственности за страну и народ государству это надо создавать почти заново.

Но будь все-таки генеральный план Алматинской агломерации составлен сколько-нибудь профессионально, сразу обнаружится, какие громадные средства потребуются и как много времени это займет. Тем не менее делать это необходимо, и вот наше предложение: направить общественный и экспертный потенциал на разработку ТЗ - технического задания для генплана, где ничего не забыть про смог, пробки и правильную застройку. И пусть разработчики постараются организовать нам такой план-генплан, по которому город сможет жить долго и счастливо.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть