2907

Курица или яйцо Конституции?

Обновление Основного закона страны выводит из соответствия с ним мажилис и сенат и требует пересмотра целого ряда законов рангом пониже

Курица или яйцо Конституции?
Фото: phonoteka.org

Древнегреческие мудрецы придумали такой софизм: быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху. Доказательство: пока Ахиллес промчится половину разделяющего их расстояния, черепаха отползет еще чуть-чуть, пока тот пробежит половину оставшегося, черепаха еще отползет, и так до бесконечности. Подвох в том, что здесь пространство и время искусственно разделены на кусочки, относительно которых и строится головоломка. Тогда как строгая математика доказала: исчезающие малые величины не просто стремятся к нулю, они нулем и становятся. Впрочем, любой из нас без всякой математики догонит и обгонит черепаху, а потому мы если и не мудрее, то практичнее древних философов.

Хотя что это нас понес­ло в такую ерунду, мы ведь собрались разобраться с вопросом куда более современным и непосредственно нас касающимся, а именно: откуда взялась та курица, что снесла первое яйцо, и откуда появилось то яйцо, из которого вылупилась первая курица? Если кто еще не понял, то вопрос в том, что должно родиться первым, если принятие на референдуме конституционных поправок требует теперь обновления как законодательства, так и законодателей.

В самом деле, любая принятая норма Конституции вступает в силу сразу после публикации результатов референдума и имеет прямое действие и высшую юридическую силу. Поэтому и мажилис, и сенат теперь не соответствуют Основному закону как в силу измененной численности и способов формирования, так и по измененным полномочиям.

Однако для их переизбрания нужны поправки в целый ряд конс­титуционных и иных законодательных актов, которые должен принять легитимный законодательный орган, которого после 5 июня больше нет. И как быть в такой ситуации, с чего начинать возврат в конституционное поле?

Может быть, чтобы не тревожить и так нервничающих депутатов, сначала пусть они примут все требующее изменений законодательство, а потом, когда подойдет срок, мы их благополучно переизберем? Но тогда получится слишком уж неконституционно, например, что соответствующие конституционным нормам законы приняты большим, чем положено, количеством депутатов. Или сначала выкинуть лишних - но кто тогда этих лишних возьмется отсортировывать? В любом случае при таком варианте нам потом до скончания века придется жить по не совсем легитимным законам либо опять их заново перепринимать после очередных парламентских выборов.

За толкованием, что первично - закон или законодатель, можно было бы обратиться в Конституционный совет, но его де-факто, извините, уже нет. А Конституционный суд никого и ничего пока судить не может ввиду отсутствия закона о нем.

Наверняка юристы в администрации уже знают ответы на все интересные вопросы, тем более что в состав поправок включены и переходные положения. Но мы с вами, хотя и не правоведы, вправе высказать свою позицию: начинать надо с депутатов!

Тут надо еще иметь в виду образование трех новых областей, а значит, необходимость выборов как минимум трех новых областных маслихатов и перевыборов в трех “уполовиненных” областях. А по-хорошему нужны новые выборы и во всех перекомпонованных районах. И далее по цепочке - изменение состава сенаторов от этих измененных территорий. А если затевать выборы почти в половине административно-территориальных единиц, почему бы не устроить полные перевыборы, присовокупив к ним и парламентские?

Нет, и здесь можно было бы сначала сосредоточиться на обновлении не депутатского корпуса, а законодательства, но мы выдвигаем еще один тезис: чем раньше - тем лучше!

Дело в том, что к осени-зиме знатоки экономики и международного положения предрекают нам “идеальный шторм”: санкционная война, хотя мы в ней напрямую и не участвуем, принесет пиковый набор неприятностей в виде роста цен, сокращения набора товаров, торможения экономики и снижения доходов населения. Плюс на фоне украинской войны подзабылись, однако никуда не делись и наши собственные проблемы. Начиная с того же ЖКХ и электроэнергетики, которым срочно требуется обновление, а средств нет. Поэтому лучше бы при­урочить выборы к началу осени, и пусть потом уже новые депутаты и обновленное правительство борются с кризисными вызовами.

Тут ведь надо еще понимать (независимо от того, на чьей стороне наши симпатии), что с началом “специальной военной операции” все уже произошло: геополитике и мировому рынку, в том числе и нашему положению на нем, уже никогда не вернуться к прежнему состоянию. Отныне и на всю обозримую перспективу на евразийском пространстве доминируют два процесса: приспособительный и созидательный. Сейчас экономика России - и нас этот процесс напрямую затрагивает - срочно ищет обходные пути и новые способы оформления прежних экспортно-импорт­ных операций и логистических цепочек. А одновременно - и чем дальше, тем основательнее - начинается процесс уже собственно евразийской производственной и торговой кооперации, которая станет развиваться уже вне санк­ционного поля. И нам желательно бы поменьше потерять в приспособительном процессе и не выпасть из процесса созидательного.

Одним словом, начать с “освежения” законодателей предпочтительнее не только для того, чтобы они уже приступили к обновлению законодательства, но и вообще для наилучшего взбадривания политического поля накануне серьезных испытаний и еще более серьезных возможностей.

Хотя, если объективно, не стоит испытывать иллюзий насчет радикального обновления депутатского корпуса. Пусть на нас не обижаются космонавты, стоматологи, водители автобусов и преподаватели математики, но от способного к законотворчеству политика требуется гораздо больше опыта и квалификации. Готовые к полезной деятельности кандидаты в депутаты по улицам не ходят, все способные не на слова, а на дела люди уже встроены в госслужбу, бизнес и иные полезные занятия.

Если уж совсем откровенно, то состав депутатского корпуса - это лицо нации, полное отражение как профессионального, так и морального ее качества. На районном, городском и областном уровнях, на уровне депутатов маслихатов это элита данной области, города, района. На уровне мажилиса и сената это уже отражение уровня национальных элит. А если вы скажете, что абсолютное большинство таких “элитных” депутатов на самом деле не избирают, а “отбирают” или просто назначают, - так ведь и мы о том же!

Способность организовывать действительно конкурентные выборы из лучших представителей нации или, наоборот, всего лишь имитировать выборы, отбирая для исполнения депутатских ролей только верных и послушных либо вовсе никаких исполнителей, - это тоже важнейший показатель качества самого верхнего слоя национальной элиты. Не зря ведь говорится, что каждый народ заслуживает именно то правительство, которое имеет.

А если уж пошел такой откровенный разговор, то давайте объективно признаем, что у нас - и у избирателей, и у потенциальных кандидатов, и у властей - сейчас впервые за три десятилетия имеется уникальный шанс провести действительно отражающие ожидания электората выборы.

В самом деле, президент вышел из правящей партии, не приостановил членство, а именно вышел. Акимы от партийного руководства тоже отлучены. Почему бы не устроить еще один референдум насчет того, каким партийным программам и каким партийным лидерам люди доверяют больше? И потом, новый парламентский состав вместе с новым правительством будут иметь больше обычного проблем и меньше привилегий, и это тоже повод не тянуть с выборами.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть