Если земля и недра принадлежат народу…
С чего начинать реализацию революционной конституционной поправки
На референдуме 5 июня все 19 миллионов 190 тысяч казахстанцев, включая детей, которые тоже за, проголосуют за то, что земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. Голосов против наберется не много - из числа тех, которые закрепили за собой бóльшую половину национального благосостояния. Но вот вопрос: как реализовать на практике эту революционную поправку, включая ту ее часть, где говорится, что от имени народа право собственности осуществляет государство?
Это только начало
Каким должно быть государство, в котором земля и ее недра действительно принадлежат народу? Кто именно и в каком взаимодействии - президент, правительство, парламент, местные органы государственной власти и власти местного самоуправления - должен осуществлять право собственности на землю и добываемые из ее недр ресурсы в интересах именно народа, а не отдельных олигархических групп? Каким теперь должен стать Земельный кодекс, реализующий право народа как хозяина земли? Газета “Время” и раньше об этом говорила, а теперь ко всем подобным вопросам нам придется возвращаться с двойной регулярностью и настойчивостью.
И тут важно ухватить ключевое звено - самые наболевшие и неотложные проблемы, которые позволит решать теперь эта революционная поправка. С одной стороны, Конституция, как в ней самой определено, имеет прямую и высшую юридическую силу на всей территории Республики Казахстан, а потому все принятое
5 июня должно исполняться чуть ли не с 6-го числа. С другой - теперь многое в подконституционном законодательстве и на практике придется переосмысливать-переделывать, а потом добиваться реализации, может быть, еще не один год. Поэтому так важно определиться, с чего начать.
Что положено хозяевам недр?
Возьмем, например, всеми нами любимых иностранных инвесторов, владеющих ключевыми нефтяными месторождениями, причем на основе СРП - соглашений о разделе продукции, суть которых - исключения из национального законодательства и сугубая конфиденциальность.
В свое время это было единственное и неизбежное решение, а до истечения сроков СРП еще лет по десять. Государство Казахстан, конечно, не должно отказываться от принятых на себя обязательств. Но как быть с тем, что народ - хозяин недр - имеет как минимум право знать, как используется его богатство, и вправе потребовать от государства, осуществляющего его право на недра, полной прозрачности в материальных и финансовых потоках.
А чтобы не ставить государство в сложное положение, почему бы нам - обществу - не обратиться к другой стороне СРП с призывом самим отказаться от конфиденциальности. Тем более что международная инициатива обеспечения прозрачности добывающих отраслей давно имеется.
Опять-таки совершенно никакой не секрет, что богатства недр экспортируются из Казахстана по трансфертным - промежуточным - ценам, а потому народ вправе поставить перед государством вопрос о переносе таких сделок в национальную юрисдикцию, учитывая при этом решение глав государств Евразийского экономического союза о создании к 2025 году общего рынка нефти, газа, ГСМ, электроэнергии и общего финансового рынка.
Будущее наступает!
А теперь о самом важном и неотложном. Социально-экономическая ситуация в Казахстане, хотя мы и не участвуем в гибридной санкционной войне, мягко говоря, не впечатляет. И здесь поддержать народ, а заодно и всю национальную экономику прямым подключением к богатствам недр в самый раз. Ведь что такое Национальный фонд, как не непосредственная копилка отчислений от добычи природных ресурсов, считается - для будущих поколений? Но Нацфонд еще с 2013 года переведен из накопительного в расходный режим, значит, мы и есть то самое поколение, ради будущего которого государство просто обязано соединить эту копилку с народом.
Пора включить Национальный фонд в состав государственного бюджета как его неотъемлемую валютную часть, утверждаемую и расходуемую в том же, что и часть в национальной валюте, порядке. Это первое, самое назревшее и очевидное. И пусть депутаты вместе с правительством поработают и насчет прозрачности, и насчет национальной юрисдикции.
Второе - казахстанцы как хозяева получают теперь полное конституционное право непосредственно получать из Национального фонда свою часть от богатства земных недр. Причем механизм для этого давно готов и хорошо отлажен - это ЕНПФ и система индивидуальных накопительных счетов, число которых даже больше, чем численность трудоспособного населения. Осталось только наладить открытие накопительных счетов для детей одновременно с выдачей свидетельств о рождении. Это важно, сейчас сами увидите.
Так вот, ныне накопительная пенсионная система - это отработанные уже за четверть века процедуры, исполняемые добросовестными работниками и квалифицированными руководителями, и это… полное безобразие. Индивидуальное пенсионное накопительство, предложенное Всемирным банком для полного вытеснения советского солидарного, ничего не вытеснило. Система ЕНПФ так и топчется на небольшом пятачке, охватывающем меньшую половину выходящих на пенсию, но и для них дающая мизерную на круг добавку к той же выплачиваемой из бюджета солидарной основе.
Но это только первая половина безобразия, вторая - буквально вредительское паразитирование пенсионных накоплений на инвестировании в… бюджет.
Смотрите: на данный момент в мало что дающем пенсионерам и бесполезном для экономики пузыре ЕНПФ накоплено более 13 триллионов тенге, из которых 5,3 триллиона “инвестированы” в заемные бумаги Минфина. А значит, когда придет срок погашения, Минфин не только вернет - из бюджета, конечно - всю сумму, но и в очередной раз вытащит из нужд образования и здравоохранения, обороны и правопорядка, автодорог и сельского хозяйства еще более половины триллиона тенге “инвестиционной доходности”. Только для того, чтобы опять занять у накопительной системы еще больше денег, вытащить из бюджета еще больше “доходности” и вдуть в бессмысленный накопительный пузырь.
Заметим: на данный момент все банковские кредиты экономике намного меньше бессмысленно копящихся денег ЕНПФ, причем львиная часть кредитов потребительские. Люди влезают в долги по нужде и под непосильные проценты, а экономика - в остром кредитном голоде.
Предлагаем: ЕНПФ преобразовать в народный накопительно-инвестиционный банк. Сделать вложения в него настолько выгодными, что люди сами понесут кроме идущих мимо их воли обязательных взносов еще и добровольные взносы и вообще свободную копейку.
Выгодность же обеспечивать двумя способами. Во-первых, свободные деньги ЕНПФ вкладывать в требующую развития национальную инфраструктуру: электроэнергетику, ЖКХ, трубопроводный и железнодорожный транспорт. Все это находится под государственным тарифным контролем, а потому через тариф и обеспечивается государственная гарантия возвратности и превышающей инфляцию прибыльности.
Второе и главное - направлять на накопительные счета казахстанцев, включая их детей, часть средств Национального фонда - из тех, что конвертируются для пополнения тенговой части. Допустим, половину транша из Нацфонда в бюджет автоматически распределять по накопительным счетам.
Как накопления эти деньги не уходят из экономики - идут на инфраструктурные инвестиции, зато люди видят, как гарантированно растет их будущая пенсия. Плюс предлагаем дать право вкладчикам какую-то часть тратить по выгодным для них и одновременно для экономики направлениям: платежи ЖКХ, жилищная ипотека, образование и лечение, продукция сельских производителей. Еще можно выдавать вкладчикам кредиты, например, на то же жилье, под залог их же накоплений.
Так давайте же проголосуем 5 июня и за Конституцию, и за эти наши предложения!
Пётр СВОИК, Алматы