1574

Инфраструктурой не торгуют!

В новой ТЭЦ нуждается не только центр новой Абайской области. Обновления и расширения заждались практически все теплоэлектроцентрали в городах Казахстана

Инфраструктурой не торгуют!

Интересный материал “Ни кадров, ни тепла, ни света” вышел в газете “Время” в номере от 5 мая - насчет нехватки всего и вся для возвращения Семея в статус областного центра. Всего - это кадров, строительных мощностей, помещений, света, тепла и воды для них. Все вместе - это инфраструктура, о проблемах которой в целом по Казахстану на примере этого города давайте и поговорим.

Кто чуть постарше, помнит, как лет десять назад (и до того не раз тоже) Семей из-за аварий на древней ТЭЦ-1 оказывался без теплоснабжения прямо посередине зимы. Необходимость строительства новой ТЭЦ-3 стала вырисовываться еще при советской власти, а уж нынче тем более. А сколько для этого надо и в какой тариф обойдется горожанам, особенно в комплексе - с учетом нужд водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и так далее? По-хорошему надо бы заглянуть в генплан города, где все на перспективу (5-10-15 лет вперед) учтено и просчитано. Да вот нет такого генплана! Утверж­даю не глядя, потому что знаю: у нас все города, начиная с нынешней и прежней столиц, живут без генеральных планов. И это не беза­лаберность акимов, а принципиальнейшая правительственная линия: жить исключительно текучкой, а если и составлять какие-то планы, то отнюдь не для того, чтобы ими руководствоваться.

И то сказать, попробовали бы где-нибудь наверху всерьез подсчитать, в каких городах сколько чего надо хотя бы только в час­ти теплофикации. Знаете, что выяс­нилось бы? Что или серьезное расширение, или полная модернизация, или вовсе новая теплоцентраль нужны... во всех городах. А что касается потребных капвложений и тарифов, у нас в Казахстане есть... только один разработанный и даже утверж­денный проект новой ТЭЦ, давайте прикинем хотя бы по нему.

Это перевод на газ Алматинской ТЭЦ-2, ради чего решено строить рядом с существующей еще одну новенькую станцию. При этом старая не идет под бульдозер, а специальным образом консервируется и поддерживается в рабочем состоянии для возможности возвращения в работу, если вдруг с газом возникнут проблемы. С точки зрения страховки это правильно, но гораздо правильнее было бы элементарно снабдить угольные котлы еще и газовыми горелками плюс утвердить специальные техусловия для уникальной заглубленной компоновки ТЭЦ. Но вместо утверждения нормативной бумажки на уровне Министерства индустрии и инфраструктурного развития затеяли грандиозную новостройку по принципу “шило на мыло”: взамен консервируемых 510 МВт электрической и 1411 Гкал-ч тепловой мощности вводятся 557 МВт и 957 Гкал-ч. Плюс 47 МВт и минус 454 Гкал в час. И на это уйдет 316 млрд тенге, если по проекту, не говоря уже о том, сколько по жизни.

Так вот если распределить все затраты равномерно между электроэнергией и теплом, а срок окупаемости растянуть на целых восемь лет, то алматинцам придется все эти годы доплачивать сверх действующих тарифов по 7 тенге за 1 кВт-ч и по 8 тысяч тенге за гигакалорию. И это как бы репер, по которому и для других городов можно прикинуть связь между обновлением мощностей и новыми уровнями тарифов.

Однако никто не рискнет грузить жителей южной столицы такими тарифными надбавками, поэтому финансирование ТЭЦ-2 наверняка повесят на рынок мощности, то есть растворят затраты в общеказахстанской выработке. И тут уже попроще - за улучшение алматинского воздуха всем на круг потребителям электро­энергии в Казахстане придется доплачивать всего примерно по полтенге за 1 кВт-ч, причем те же восемь лет. Но - внимание! - если сложить половинки или даже четвертинки тенге по всем нуждающимся в теплофикации городам, получатся… где-то двойные против нынешних тарифы.

А ведь есть еще, на минуточку, и большая энергетика, насчет нее в соответствующем национальном проекте запланировано ввести в 2025 году 5,4 ГВт новых мощностей общим объемом финансирования 1914 млрд тенге. Заметим, госсредств - ни копейки, значит, все за счет тарифа, и несложная прикидка дает растянутый на те же восемь лет окупаемости результат - 10 тенге за 1 кВт-ч сверху по всему Казахстану. Причем это идеальный минимум без учета коррупции, инфляционных рисков и банковского процента.

Отсюда несколько принципиальных выводов.

Первый - насчет конкретно Алматинской ТЭЦ-2: обидно, что в обход всех действительно необходимых теплофикационных проектов продвигается самый надуманный, вычурно затратный, и только потому, что кому-то захотелось иметь новенькую ТЭЦ. Заметим, что все три алматинские ТЭЦ вместе с Капшагайской ГЭС и каскадом малых алматинских ГЭС постановлением еще прежнего правительства отданы под приватизацию, и это решение удивительным образом никто не отменяет. Впрочем, на приватизацию выставлен весь “Самрук-Энерго”, чего уж тут удивляться!

Между тем сегодня-завтра будет проведен тендер, найдется, не дай бог, кто-нибудь из иностранных подрядчиков - и все, отсутствующая разрешительная бумажка Мининдустрии обернется оплачиваемыми всем Казахстаном громадными ненужными затратами. Тогда как другим городам новые ТЭЦ ой как нужны!

Вывод второй - насчет развития коммунальной и энергетической инфраструктуры только через тарифы: это путь принципиально тупиковый. Инфраструктура для того и создается, чтобы на ее базе развивалась вся производительная экономика и вся социальная сфера. Соответственно, стоимость услуг инфраструктуры должна не сдерживать, а поощрять их потребление. Недаром в разрушенной революцией и граж­данской войной России большевики первым делом начали с плана ГОЭЛРО. Если же напирать на тарифы, энергетика и коммуналка начнут попросту съеживаться - сокращать круг потребителей, переводя его из массового в элитный.

Третий вывод - насчет той самой приватизации инфраструктуры: правильно было бы наложить на нее запрет прямо на конституционном уровне. Приватизация энергетики или ЖКХ - это приватизация тарифа. По закону тариф на услуги естественной монополии утверждает государство. Но если государство решает такой объект продать, а кто-то собирается купить, то этот кто-то точно знает, что он быстро вытащит из тарифа все затраты на покупку, а потом стабильно будет иметь сверх того. Государство, планирующее такую приватизационную сделку, выглядит как минимум подозрительно.

Осталось определиться, кому мы должны адресовать эти наши подозрения, а главное, надежды на новую жизнь коммунальной и большой энергетики. Допустим, мы с вами решили всем миром помочь жителям Семея получить новую ТЭЦ-3. К кому обращаться?

Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства у нас нет, а потому судьбой ТЭЦ заниматься некому. К правительству в целом? Почему бы и нет. Тогда попробуем обратиться непосредственно к премьер-министру - авось он пообещает пособить с теп­лоснабжением центра Абайской области и поправить ТЭЦ в других городах, а первым делом привести в чувство интересантов, собирающихся превратить простой перевод на газ Алматинской ТЭЦ-2 в стройку века.

Впрочем, премьер здесь, пожалуй, ни при чем - инфраструктура у нас хотя пока еще не вся отделена от государства, от правительства отделена точно. Кто конкретно продвигает дубль Алматинской ТЭЦ-2? “Сам­рук-Энерго”. А это “дочка” “Самрук-Казыны”, и в этом Фонде национального благосостояния собрана вся энергетическая, транспортная, трубопроводная и прочая инфраструктура нашей страны. Лишний раз убеж­даемся: это очень плохая идея собрать под “Самрук-Казыной” инфраструктуру! Про ответственность за ее состояние и развитие спрашивать бесполезно, там все настроено на распродажу. Тем более у нас есть все основания заявить: национальной инфраструктурой не торгуют!

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть