Труба, упавшая на энергетику
Обрушившаяся труба Петропавловской ТЭЦ-2 на самом деле рухнула на всю систему коммерциализации и приватизации электроэнергетики и ЖКХ, на попытки государства снять с себя ответственность и переложить всё на рынок
5-6 января у нас произошла попытка государственного переворота, попытка повернуть прошлое вспять, и после ее подавления Казахстан никогда уже не будет прежним. Хотя далеко не все готовы это понять и признать.
25 января случился блэкаут - рассыпалась энергосистема Узбекистана, потом - Казахстана, потом - Киргизии. После этого большая электроэнергетика всей Центральной Азии уже не может быть прежней. Хотя все идет, как и прежде…
20 марта обвалилась труба Петропавловской ТЭЦ-2 - она упала сразу на все ТЭЦ страны, после этого отношение к теплоэнергетике не может оставаться прежним. Но ничего не меняется…
Техническое пояснение: труба - это последнее, что должно упасть на электростанции, если вообще ни за чем не следить. Трубы ни от возраста, ни от ветра не падают, на этот счет у них кратный запас прочности.
Но если настойчиво из года в год не соблюдать технологические режимы, то температура дымовых газов прямо в трубе опускается ниже “точки росы” - обязательно имеющийся в продуктах сгорания водяной пар оседает капельками на футеровке. А в этих капельках растворяются тоже обязательно присутствующие окислы серы и азота, образуются кислотные растворы, дальше сами понимаете. Тогда да, кислота, если не следить, допустим, лет тридцать, проест не только футеровку, но и крепчайший бетон насквозь, и дым начнет выбиваться из середины ствола, тут уж трудно не заметить.
Очевидцы говорят: перед обрушением так оно и было. Но если и тут “не замечать”, тогда труба упадет, убьет обходчицу и порушит котлы.
С другой стороны, поведает вам любой руководитель ТЭЦ в любом городе, скажите спасибо, что вообще работаем - на таком-то оборудовании и при таких-то тарифах. Оборудование давно пора менять на качественно новое, а тарифов едва хватает, чтобы латать изношенное.
Но если мы с вами попытаемся подсчитать, какие ТЭЦ пора обновлять и какой тариф для этого потребуется, знаете, что обнаружится? Не говоря уже о замене работающего на износ, в элементарной установке дополнительных котлов и турбин для устранения дефицита тепловой и электрической нагрузки нуждаются… все до одной ТЭЦ во всех городах Казахстана.
Еще бы, ведь тридцать лет почти ничего не строили, работали на советском наследии, тогда как с точки зрения потребления тепла, горячей воды и электричества понастроили много чего.
А что касается тарифов… я вам так скажу: ни у населения, ни у бизнес-потребителей таких денег просто нет. В рамках поддерживаемой правительством и Нацбанком макроэкономической модели вопрос решения не имеет. Хотя рядом, например, продолжает бессмысленно раздуваться пузырь ЕНПФ, паразитирующий на извлекаемой из бюджета “доходности”. Не говоря уже о выводимой за рубеж денежке.
Но есть ли в Казахстане хотя бы один город и хотя бы одна ТЭЦ, чтобы был действительно новый проект? Да, есть, это город Алматы и Алматинская ТЭЦ-2 - на ее площадке собираемся строить новенькую газовую станцию на 557 МВт и 957 Гкал-ч. А действующую часть мощностью 510 МВт и 1411 Гкал-ч… нет, не снести, а поддерживать готовой к работе. Чуть больше по электричеству, намного меньше по теплу, стоимость по проекту 316 млрд тенге, не говоря уже о том, сколько выйдет на самом деле. Платить нам через тарифы.
Несложный расчет показывает, что окупаемость потянет как минимум на 50 тенге за каждый “свежий” 1 кВт-ч и на 70 тыс. тенге за 1 Гкал в расчете на год. И если даже растянуть выплату затрат лет на восемь, все равно надбавка на тариф выходит существенной.
Грузить горожан более чем удвоенным тарифом на тепло, конечно, испугаются, все перекинут на электроэнергию, и рассчитываться будет весь Казахстан. Вот вам, кстати, и представление о масштабе новых тарифов: представьте только, что речь идет не об играх вокруг “избранной” Алматинской ТЭЦ-2, а вообще обо всех заждавшихся обновления и расширения ТЭЦ Казахстана.
Что же касается “избранницы”, в техническом смысле решение вычурно до несуразности, в финансовом - разорительно. А все потому, что в недавние “допереворотные” времена электростанции Алматы были поставлены на приватизацию и кому-то сильно захотелось иметь новенькие ТЭЦ. И хотя то время в прошлом, все катится туда же.
А ведь для перевода на газ достаточно оснастить действующие котлы еще и газовыми горелками и утвердить на министерском уровне бумажку под названием “специальные техусловия”. И время, чтобы опомниться, еще есть.
Но тут вот какое дело: призывы опомниться от безумных трат и начать лечить теплоэнергетику… адресовать некому. Отвлекусь для пояснения: в году, кажется, 2002-м довелось мне побывать в Госдуме РФ в кабинете Бориса Немцова, и тот сразу начал разговор с восхищения Казахстаном, который провел радикальную реформу ЖКХ. А вот у нас, в России, горько посетовал глава фракции “Союз правых сил”, пока не получается. К тому времени, добавлю, у нас в Казахстане профильный министр Мухтар Аблязов опередил самого Анатолия Чубайса в опускании в рынок всей электроэнергетики.
К чему эти мемуары? Да к тому, что радикальное избавление государства от ответственности за ЖКХ и электроэнергетику, расчет на то, что отныне все станет решать рынок и частный собственник, были принципиальной политической линией, вменяемой всем частям бывшего СССР извне, но быстрее и охотнее всего реализованной в Казахстане.
И не столько потому, что переход на американо-европейские принципы и стандарты так уж продвинул в эффективности постсоветскую энергетику и “коммуналку”, сколько для того, чтобы идеологически уйти от основы, на которой все это создавалось и работало.
И от многого действительно удалось уйти. В стране нет министерства электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства, и это не упущение, а принципиальная позиция. В энергетике, как и в ЖКХ, начисто ликвидирована система профессионального, равно как и общественного, мониторинга за реальным техническим, технологическим и финансовым состоянием дел на электростанциях и в котельных, в электрических и тепловых сетях. Тарифная политика уподоблена Фемиде с завязанными глазами: как и на что расходуется тарифная смета и как она вообще составляется и утверждается - такие процессы тщательно упакованы в “междусобойчик” монополиста и регулятора без допуска туда “посторонних”.
Оптовый рынок электроэнергии, на котором распределяются объемы под триллион тенге в год, тоже засекреченный “междусобойчик”, спокойствие которого охраняется самим Агентством по защите и развитию конкуренции при президенте.
Напрочь ликвидирована система перспективного планирования, города спокойно живут без генпланов, без схем теплоснабжения. А в Казахстане в целом нет не только генеральной схемы электроснабжения и конкретного плана развития электроэнергетики. Даже концепции устройства рынка электроэнергии - и той нет!
И вот, я вам скажу, труба Петропавловской ТЭЦ-2 самым демонстративным образом обрушилась на все такие “достижения”, и хорошо бы, чтобы похоронила их под собой. Государство обязано вернуться в электроэнергетику и ЖКХ, и как можно скорее, иначе можно доиграться…
Пётр СВОИК, коллаж Владимира Кадырбаева