Экономика Казахстана: штормит!
Глава Нацбанка Галымжан ПИРМАТОВ предупредил казахстанцев о неблагоприятном инфляционном фоне, с которым придется жить весь этот год. Но как сберечь свои деньги и как пережить рост цен, никто в правительстве не сказал.
Тенденция, однако
Заседание кабинета министров во вторник было посвящено состоянию экономики в первом квартале этого года. Главный банкир страны вещал грустные вещи. В марте инфляция в Казахстане достигла пикового значения с сентября 2016 года, ускорившись за месяц (!) с 8,7 до 12 процентов.
- Цены на сырье и материалы в Казахстане выросли стремительно из-за логистических перебоев в связи с санкциями против России. Рекордное повышение цен на растительные масла (на 23,2 процента за месяц) и зерновые (17,1 процента) в марте под влиянием сокращения объема экспортных поставок на фоне конфликта между Украиной и Россией привело к самому высокому уровню мирового индекса продовольственных цен за все время существования индекса Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН - с 1990 года! 159,3 пункта, что на 17,9 пункта выше февральского значения, - констатировал председатель Нацбанка.
По информации Нацбанка, главный вклад в рост инфляции страны внесли продовольственные товары, особенно капуста белокочанная, сахар, картофель, помидоры. Рост цен на них ускорился с 10 до 15,4 процента. Подскочили и цены на платные услуги.
По его словам, инфляция распоясалась во всем мире из-за подорожания сырья, ГСМ и газа. В еврозоне она ускорилась до 7,9 процента, в США в феврале достигла 40-летних максимумов, в России в марте увеличилась до 16,7 процента.
Есть ли запас прочности?
Пирматов сообщил, что золотовалютные активы Нацбанка с начала года снизились на 1,2 млрд “вечнозеленых” - до 33,2 млрд долларов. Это случилось в том числе из-за интервенций на валютном рынке, которые в марте составили 990,5 млн долларов США. Он напомнил, что в прошлом месяце “беспрецедентная волатильность обменного курса российского рубля оказывала давление на тенге” и 16 марта на биржевых торгах доллар уже стоил 512,17 тенге.
Из всего спича главы Нацбанка были только две хорошие новости. Первая: на фоне значительного роста цены на нефть поступления в Нацфонд с начала года составили 1059 млрд тенге, увеличившись почти в 4 раза по сравнению с началом прошлого года. В том числе валютные поступления составили 1,9 млрд долларов США, или 845 млрд тенге.
Вторая позитивная новость: массового оттока депозитов с банковских счетов из-за геополитической напряженности не случилось. Депозиты в банковской системе страны с начала года, наоборот, увеличились на 2,3 процента. Правда, депозиты в нацвалюте снизились на 1,5 процента, а валютные вклады выросли на 8,9 процента.
Не обошел Пирматов и ситуацию с “дочками” российских банков в Казахстане:
- Расширение санкций в отношении российских банков и их дочерних организаций в Казахстане повлияло на их работу, в частности на переводы в долларах, евро и карточные операции, так как международные платежные системы Visa и Mastercard ограничили операции по своим картам. Нацбанк оказывает этим банкам содействие, направленное на поддержку обслуживания их клиентов. Дочерние банки российских банков обеспечиваются наличными тенге в штатном режиме без ограничения. Санкции и ограничения, введенные (мировым сообществом. - Т. Г.) в отношении указанных банков, не связаны и не влияют на деятельность казахстанских банков!
Он посоветовал акимам проверять обеспеченность своих регионов товарами первой необходимости и контролировать соблюдение розничной надбавки.
- Внешний инфляционный фон для Казахстана будет неблагоприятным в этом году из-за геополитических рисков наряду с ростом цен на продовольствие и сырье, а также ослаблением курса, - счел своим долгом предупредить население глава Нацбанка.
Запретами по санкциям
На этом же заседании министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ поделился с коллегами намерением продлить запрет на экспорт бензина, дизтоплива и других отдельных видов нефтепродуктов автомобильным транспортом еще на шесть месяцев.
Это связано с диспаритетом цен: в Казахстане бензин значительно дешевле, из-за чего его могут вывезти на продажу в Россию. Так было несколько лет назад - тогда люди переправляли топливо большегрузными машинами, фурами, бензовозами. Эта ситуация опасна не только неминуемым дефицитом горючего в нашей стране, но и неконтролируемым ростом цен на заправках, что может свести на нет все усилия по сдерживанию цен.
- Чтобы ситуацию не повторить, просим на полгода продлить действие запрета. Мы не можем сейчас отпустить топливо за пределы страны, особенно в период, когда проводятся весенне-полевые работы, когда требуется дизель. Сейчас лучше перестраховаться, чем потом создавать нехватку топлива, - сказал Акчулаков.
К слову, соответствующий запрет действует с 21 ноября 2021 года. Он, в свою очередь, является продленным вариантом первого наложенного вето на вывоз нефтепродуктов машинами, которое вступило в силу еще 2 ноября 2019 года.
Трубные дни
А на брифинге после заседания правительства глава Минэнерго поделился тем, что он знает о текущей ситуации на черноморском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). А знает он немного:
- Мы физически там не находимся, юрисдикция не Казахстана. На КТК определили повреждения, но о том, что рабочие бригады, водолазы спустились и приступили к ремонту, информации у меня такой нет. Мы ждем до 15 апреля, а потом думаю уже коллег своих отправить, или, может быть, мы сами съездим в Россию для определения перспектив на месте.
По мнению министра, потери Казахстана будут небольшими, если ремонтные работы закончатся в апреле. Сейчас работает один из трех причалов и отгружается около 60 процентов казахстанской нефти.
Журналисты поинтересовались, каковы будут убытки в случае проблем с транспортировкой нефти по системе КТК и в мае.
- Три недели прошло с момента, когда КТК полностью стоял. Сейчас он работает на 60 процентов. Вот если КТК полностью встанет, то будут большие потери. Если ремонт затянется на май, то потери могут составить миллион тонн в месяц. Но это если мы не достанем дополнительных вагонов-цистерн, не договоримся с танкерами через Каспий, то, что мы и делаем каждый день сейчас. Мы пытаемся это нивелировать. Мы на 7,5 процента шли с опережением добычи за первый квартал. Это подушка, которую мы создали, и мы ее съедим до 15 апреля, - изложил как-то сумбурно, видимо, сильно волнуясь, возможные перспективы глава Минэнерго.
Напомним, 20 марта из-за шторма вышел из строя третий выносной причал морского терминала КТК. Чуть позже российская сторона сообщила о повреждении из-за непогоды и второго выносного причального устройства.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан