Самрук - птица вечная
Если нет возможности реформировать фонд, его не должно быть в нашей экономике, сказал глава государства. Но в самом фонде, похоже, ни у кого до сих пор нет сомнений по поводу его необходимости
Попался на глаза корпоративный стандарт по НИОКР, инновациям и управлению знаниями АО “Самрук-Казына” - банально скучный, но любопытнейший документ!
НИОКР, если кто не знает, - это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а слово “инновации”, надеюсь, понятно почти всем. Но это, я вам скажу, простые слова по сравнению с прочей лексикой того самого стандарта. В нем на великолепном птичьем языке подробнейшим образом, по пунктам и разделам, с использованием арабских и римских, латинских и кириллических цифровых и буквенных обозначений изложены все накопленные в мире знания насчет тех самых НИОКР и пошаговые инструкции, как все это должно применяться в обозначенном фонде.
И что же нам, преодолевшим скуку от прочтения, показалось там любопытного? Да хотя бы то, как сквозь такие текстовые инструкции продерутся те, кому предназначено ими руководствоваться. Ведь если попроще, то высоколобая аббревиатура
НИОКР в нашем случае - это обычная производственная текучка, только вынесенная за пределы основного производства. То есть любой крупной госкомпании в составе фонда “Самрук-Казына”, любому дочернему предприятию такой компании каждый день, месяц и год требуется что-нибудь перестроить, переналадить или перезапустить, сделать технологические исследования или испытания, разработать проектную документацию, осуществить монтажные или пусконаладочные работы.
Академической наукой в такой деятельности особо не пахнет, но реальные профессиональные знания в большой цене, хотя чаще в дефиците. Наполовину все такие НИОКР - это распределение денег и выгодных заказов между своими, то есть давно и прочно связанными между собой заказчиками и исполнителями. Но на другую половину это важная и необходимая работа, без которой основное производство элементарно встанет. Причем налаженные связи и знакомства тоже скреплены проверенной квалификацией и надежностью партнеров.
Так вот все производственные площадки, на которых необходимость заказов и проведения таких НИОКР возникает, они не на территории научных центров Гарварда, Ливерпуля или даже Назарбаев Университета, люди там попроще. Настолько, что половину слов из того стандарта могут и не понять.
Но, допустим, с написанием заявки на НИОКР они справились. А дальше схема такая: заявка поступает в соответствующую нацкомпанию и, пройдя положенные экспертизы, должна получить одобрение на специализированном научно-техническом совете (НТС). А в таких НТС не сказать, что лучшие в мире специалисты, но все же наиболее знающие по своему профилю. Специализаций ведь масса, и специалистов экспертного уровня по каждому направлению у нас в стране, может быть, всего по нескольку человек. Если их где-то и искать, то как раз по отраслевым нацкомпаниям и тем самым НТС.
Допустим, НТС заявку одобрил, на том, казалось бы, и делу быть. Так нет, заявка поднимается на самые небеса - в холдинг “Самрук-Казына”, к создателям того самого стандарта. И попадает, прежде чем поступить на самый главный НТС, к, так сказать специалисту, которому слегка за тридцать, у него не меньше двух дипломов (к местному еще и обучение в том самом Гарварде или Ливерпуле), и он действительно наполнен самыми современными знаниями. Но все же не настолько, чтобы отсортировать нужное от ненужного в области магистральной прокачки нефти, замены колесных пар на ж/д, подземного выщелачивания урана, прокладки оптоволоконного кабеля и еще массы всего. И при всем уважении к членам НТС “Самрук-Казыны” им тоже всего не охватить.
К чему это говорится? Да к тому, что как раз по линии НИОКР такая ступень, как “Самрук-Казына”, не просто ненужная, она вредительская.
Будь нацкомпании не под непонятным Фондом национального благосостояния, а в своем естественном положении - под отраслевыми министерствами, согласовательные цепочки были бы короче, а все профессиональные недочеты и злоупотребления - заметнее. Тогда как задранная на ненужную высоту экспертиза превращается в чистую бюрократию и излагаемую птичьим языком схоластику.
Так мало того, одобренную на небесном НТС заявку теперь полагается выставлять на… тендер. Какой, к черту, тендер, когда никакого конкурентного рынка по данному виду работ и данной специализации вокруг этого конкретного предприятия и в помине нет! А есть конкретная сцепка специалистов, на которую, если откровенно, и ориентированы данные НИОКР. Вот это как раз и есть реальная жизнь, а не надуманные ради оправдания собственного существования изыски “Самрук-Казыны”.
И все то же самое, если уж пошел откровенный разговор, можно сказать и о госзакупках. Многоступенчатость процедур и предельная формализация не выход. Людям (страшно такое говорить вслух!) надо больше доверять, а внутриотраслевой контроль все же лучше бюрократического.
А если уж совсем откровенно, то эпизод со стандартами на НИОКР мы использовали для иллюстрации главной мысли: пирамидальный холдинг “Самрук-Казына” не нужен. От слова “совсем” - по всем аспектам своей деятельности. Начиная с того, что миссия фонда, провозглашенная как повышение национального благосостояния и обеспечение долгосрочной устойчивости для будущих поколений, не имеет никакого отношения к тому, чем “Самрук-Казына” занимается на самом деле.
Если брать национальное благосостояние, то, по официальной статистике, среднемесячный душевой доход всего на круг населения страны еще за “довоенный” 2021 год - это 42,2 тыс. тенге. Можно ли прожить на такие деньги? Статданные свидетельствуют: уже больше половины - 53,5 процента - всех доходов население тратит на еду. И дело только ухудшается: в 2015 году, например, на еду уходило “всего” 45 процентов.
А что до долговременной устойчивости, то тот же “довоенный” 2021 год Казахстан закончил с минусовым внешним платежным балансом размером в 5,7 млрд долларов. А все потому, что весь остающийся положительным доход от экспорта сырья, за вычетом импорта готовых товаров и услуг, размером 19,9 млрд долларов, с лихвой съел вывоз доходов иностранных инвесторов и кредиторов объемом 24,6 млрд. И основная заслуга в этом как раз ФНБ “Самрук-Казына”, накопившего гигантский внешний долг.
И еще насчет долговременной устойчивости: прежним правительством утвержден пакет национальных проектов до 2025 года общей стоимостью 32,4 трлн тенге.
Насколько качественны эти проекты, разговор отдельный, но наличие денег на них - это хоть какое-то обеспечение занятости населения и жизнедеятельности всей национальной экономики. Так вот указан только один источник финансирования - республиканский бюджет, из него предусмотрено 5,4 трлн, остальные 27 трлн висят в воздухе. И где их взять?
Стоит ли адресовать такие вопросы руководителям фонда? Стоило бы, но бесполезно. Ведь даже ответа на вопрос, в чем смысл присутствия госсектора в экономике и ее сверхконцентрации в бюрократической пирамиде, “Самрук-Казына” не имеет. Единственное, что прозвучало в ответ на вопрос президента, зачем нам госхолдинг, - это предложение вывести на IPO ряд инфраструктурных компаний, чтобы заработать 500 млрд тенге. Родитель, торгующий своими детьми, - вот лучший для такого поведения образ.
Тем не менее создается впечатление, что “Самрук” - птица вечная. Неужто только потому, что отправке в небытие препятствует как раз висящий на холдинге внешний долг, или есть другие причины бессмертия? Интересно будет докопаться до истины.
Пётр СВОИК, коллаж Владимира Кадырбаева, фото Олега СПИВАКА