Условные покупатели и безусловные паразиты
Почему наши “финансисты” наперегонки с иностранными активно осваивают альтернативную энергетику
Поднимите, читатели, руки, кто за развитие в Казахстане “зеленой” энергетики. Так, получается, единогласно, включая вашего обозревателя. А теперь поднимите руки те, кто в состоянии доплачивать за каждый солнечно-ветровой кВт-ч, допустим, по 40 тенге сверху. Стоп, кто-то не понял вопроса и руку не поднял. Вас ведь не спрашивают, хотите или не хотите. Если в вашей квартире горит хоть одна лампочка, значит, вы уже доплачиваете, значит, пока в состоянии, значит, поднимайте руку. Здесь голосование тоже получается единогласным, хотя и без ведения голосующих.
Вокруг “зеленой” энергетики выстроено все очень аккуратно, чтобы никто не заметил. Рядом с сетевой компанией KЕGОC имеется РФЦ (расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников), и он составляет ежемесячные разнарядки, кто из потребителей, в каком объеме и по какой цене обязан покупать вырабатываемую солнечными, ветровыми и биогазовыми установками, а также малыми ГЭС электроэнергию. Но тут одна заковыка: гарантируемые государством цены на альтернативную генерацию в разы больше, чем у традиционных ТЭЦ, ГРЭС и нормальных ГЭС, а потому ни одного чудака-покупателя на такой товар найти невозможно. Однако на эту заковыку найден обходной путь - покупателями определены… те самые традиционные электростанции.
Получается наполовину смешно, наполовину издевательски. Предельные тарифы на отпуск собственной электроэнергии для серьезных ГЭС у нас сейчас в диапазоне 3-6 тенге за 1 кВт-ч, для ТЭЦ и ГРЭС - 8-12 тенге за 1 кВт-ч. А их заставляют платить за чью-то “зеленую” выработку по…
В прошлом году средняя доплата вышла в районе 55 тенге за 1 кВт-ч, и эти затраты традиционным электростанциям пришлось растворять в своей себестоимости, переносимой, разумеется, в их собственные тарифы при их очередном повышении.
В этом году, а у РФЦ имеется расписанный по месяцам график, доплата за январь вышла по 75 тенге за 1 кВт-ч (здесь все с НДС и чуть округляется), за февраль - по 50 тенге, в марте будет по 42 тенге, в апреле доплата за чужую выработку упадет до 20 тенге - это самая малая величина по году, потом к лету государственный оброк на поддержку “зеленой” энергетики будет держаться в диапазоне 30 тенге, осенью опять станет расти - до 50 тенге в декабре.
Так вот, чтобы не было так смешно, оплачивающие чужую электроэнергию электростанции названы “условными покупателями”, мы же с вами - конечные и безусловные покупатели всего этого упакованного в угольную генерацию альтернативного продукта.
Хорошо, что его пока так мало, что население, малый, средний да и крупный бизнес пока еще не успели подавиться растущим на “зеленых” дрожжах тарифом. В 2021 году суммарная установленная мощность возобновляемой энергетики перевалила за 2000 МВт, и это уже серьезно. Это больше 10 процентов от номинальной располагаемой мощности казахстанской энергосистемы и уже больше 13 процентов от фактической. Хорошо, что объем альтернативной выработки по прошлому году из-за ее крайней погодной изменчивости вышел пока только на 3,7 процента от общей - и на этом спасибо.
Но у нас, заметьте, имеется президентская установка выйти на 15 процентов возобновляемой выработки уже к 2030 году, а к 2060-му - и на все 50 процентов. Мы с вами, конечно, хотим дожить и до тех замечательно-альтернативных времен - не разориться бы только на тарифах!
Но откуда, спросите меня, такая убийственная стоимость “зеленой” энергетики? Отвечу со всей откровенностью: не знаю! Знаю, например, что два моих соратника по демократической оппозиции, перешедшие в альтернативную энергетику, торжественно дарили перед вводом солнечной электростанции под Капшагаем ключи от скольких-то квартир. А потому знаю, что такие затраты тоже вписываются в “зеленый” киловатт. С тем уточнением, что осчастливили жителей этого замечательного города, к тому же становящегося областным центром и обзаводящегося славным именем, мы с вами. Это мы, все казахстанцы, через тарифы заплатили и за премиальные квартиры, и за все остальное, упакованное в государственную тарифную поддержку ВИЭ по делу или не по делу. И еще знаю, что такая гарантированная государством лафа распространяется на 15 лет вперед - хватит времени отбить любые затраты!
Не зря вложениями в казахстанские ВИЭ занялась, помимо длинного ряда зарубежных компаний, и череда наших собственных “инвесторов”. Деятели финансового рынка с хорошим положением и репутацией становятся профессиональными энергетиками. Это замечательно, и вопросы не к ним. Вопрос к профессиональным организаторам и покровителям РФЦ: вы-то сами понимаете, что творите?
Как так получилось, что государство как раз к моменту исчерпания мощностей оказалось вообще без плана развития электроэнергетики, зато с азартом ушло в организацию конкурсов-междусобойчиков по введению все новых альтернативных источников?
Плюрализм мнений в одной голове, утверждают юмористы и психиатры, - это шизофрения. А к какому доктору направить сетевую компанию KЕGОC, внутри которой почему-то находится cистемный оператор, уже криком кричащий о нехватке маневренной генерации, и в ней же родился РФЦ, эту нехватку активно плодящий?
Если руководство KЕGОC не в курсе, я вам подскажу: на вашем сайте имеются прогнозные балансы до 2028 года, в которых дефицит регулировочной мощности в этом году показан угрожающей величиной 894 МВт, а к концу периода он не исчезнет, вырастет до 1110 МВт - вы сами эту мину под электроэнергетику и закладываете!
Надо ли быть заслуженным энергетиком, чтобы сообразить, что вечерний пик в энергосистеме наступает в сумерки, после захода солнца, то есть именно тогда, когда солнечные электростанции засыпают да и ветер обычно стихает. Но тогда скажите, пожалуйста, почему конкурсы ВИЭ проводятся без условий доплаты за создание элементарных накопителей, переносящих выработку в солнечные и ветряные часы в часы утреннего полупика и вечернего пика? Необязательно при каждой солнечной-ветровой электростанции, но обязательно в центрах потребления. Отсутствие такого условия в проведенных конкурсах - это добросовестная безграмотность, сознательное лоббирование или просто исполнительский пофигизм?
Подскажите, найдется ли в KЕGОC хотя бы один специалист, способный доложить начальству, что в условиях Казахстана помимо суточных накопителей необходимо создавать 50-, а то и 70-процентное круглосуточное резервирование солнечных, ветровых станций и ГЭС на малых реках в морозные и буранные зимние недели? А значит, эти затраты тоже придется навешивать на “зеленый” киловатт, превращая его в совершенное безумие.
Загляните опять в прогнозные балансы: в следующие семь лет по ним предусмотрено ввести 3300 МВт новых мощностей. Это потрясающе много, но все равно не позволит избавиться от дефицита. Прикиньте, в какие деньги, тарифы и миллиарды кубометров газа, к тому же отсутствующего, выльется попытка наращивать мощности “зеленым” способом. Да мы в этой фантастике утонем уже через пару-тройку лет!
Короче, в электроэнергетике и вокруг нее помимо придуманных “условных покупателей” имеется и нечто, паразитирующее на вмененной нам извне “зеленой” моде. Лечение же только одно: надо, чтобы ответственные лица представили наконец комплексный план развития отрасли со своим местом в нем и ВИЭ.
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы