3757

Без импортозамещения - утонем

Поговорим об импортозамещении - это становится сейчас самым важным. “Какое еще импортозамещение! - воскликнете вы. - Ведь мир рушится прямо на наших глазах!” Да, мир объективно подошел к фрагментации глобализации, а это процесс по определению болезненный, едва ли не катастрофический.

Без импортозамещения - утонем

Честно сказать, ковид, откуда бы он ни взялся, - это ведь тоже подготовка человечества к сворачиванию производства и мировой торговли. Так и война в Украине: при всем ее ужасе она тоже есть очередной этап проведения границ между формирующимися макрорегионами - сильнейший катализатор и ускоритель таких процессов.

А чтобы понять, где место Казахстана в этом геополитическом раздрае, давайте отвлечемся от эмоционального потрясения и посмотрим чисто практически, опираясь на самые свежие - по прошлому (предвоенному) году - статистические данные.

По экспорту направление на Евросоюз составляет 40 процентов, на Китай - 16 процентов, в сторону России и ЕАЭС - 13 процентов, Турции - 5 процентов, Кореи - 3 процента.

По импорту: из Евразийского союза - 45 процентов, из Китая - 20 процентов, из Евросоюза - 14 процентов и из Турции и США - по 3 процента. Кое-какие важные выводы из этой цифири мы сейчас сделаем, но сначала насчет структуры нашего экспорта-импорта.

Слегка округляя, получаем, что 70 процентов экспорта - нефть, металлы - 15 процентов, химпродукция - 4 процента, зерно - 2 процента. И еще упомянем машиностроение, всего 1,2 процента, но это как раз самое важное из того, о чем мы собираемся сказать. А пока продолжим: из всего завозимого в Казахстан 54 процента - это та самая строка “машины и механизмы”, по которой мы подняли свой экспорт аж до 1,2 процента (на заметку для обе­щанных выводов). Далее химпродукция - 18 процентов, одежда и обувь - 8 и продовольствие - 7 процентов.

И еще несколько замечаний перед выводами. Из тех приходящихся на нефть 70 процентов казахстанского экспорта примерно столько же процентов идет в Европу, причем почти исключительно через российские трубопроводы, железные дороги и портовые терминалы. И ровно то же относится к металлам: примерно такая же их доля идет в Европу, и тоже через российскую транспортную систему. А еще вот что: из 54 процентов импортируемых машин и механизмов лишь процентов 5-10 навскидку ориентировано на потребительский рынок, остальное - это механизмы и машины для той же добычи нефтяного и металлургического сырья на вывоз. Эдакий круговорот экспорта-импорта в казахстанской природе.

Теперь выводы. Экспорт Казахстана почти на три четверти завязан на сырой нефти, а в оставшейся части - почти только на сырые металлы. При этом более чем три четверти казахстанского экспорта завязаны на России или на ее транспортных сетях.

Импорт в Казахстан примерно на две трети завязан на обеспечении сырьевого экспорта и лишь на одну треть - на обеспечении собственного внутреннего производства или прямо на потребительском рынке. При этом примерно три четверти казахстанского импорта завязаны на поставках из России или через нее.

А теперь ответьте: что нам, даже чисто по-житейски, выгоднее - чтобы экономика России рухнула под санк­циями или чтобы не просто устояла, но еще и обрела собственные источники развития?

Ответ (при всех симпатиях к Украине) вроде бы очевиден, однако вдумчивый читатель и здесь может осадить вашего слишком уж пророссийского обозревателя: какой Казах­стану прок от экономического взаимодействия с Россией, если оно чем теснее, тем больше не в нашу пользу?

В самом деле, на недавнем экономическом саммите обе стороны с удовольствием отмечали рост взаимного товарооборота аж до $24,2 млрд - почти на четверть больше, чем годом ранее. Но если заглянуть внутрь, то это $6,9 млрд наших поставок туда и $17,3 млрд российского экспорта в Казахстан. Торговое сальдо - минус $10,4 млрд. Разорение, а не торговля!

Да, это так, но давайте посмотрим в целом на торговый баланс Казахстана, поищем, кто нас не разоряет, а спасает. Полное сальдо экспорта-импорта товаров и услуг по прошлому году - $18,9 млрд, увесистая сумма. Спасибо Евросоюзу: именно с Европой у Казахстана великолепный торговый плюс. Хотя не будь российского минуса, было бы еще на десяток с лишним миллиардов долларов больше. Но вот общее сальдо платежного баланса по 2021 году… минус 5,7 млрд - из-за того, что иностранные инвесторы и кредиторы вывезли своих доходов намного больше, чем мы наторговали на экспорте сырья. В какую сторону вывезено? В нашу любимую Европу.

Короче, Казахстан “многовекторно” используют все: и те, кто вывозит отсюда сырье, а завозит инвестиции и кредиты, и те, кто элементарно заполняет наш рынок своими товарами, заодно обеспечивая наш экспорт в Европу. Ныне же те и другие насмерть рассорились, а мы у себя пока не разобрались, за кого мы. Между тем с отрицательным платежным балансом в нашем мире долго не живут, даже в сугубо мирные времена.

А чтобы окончательно прояс­нить понимание будущего, заметим, что стратегия правительства вплоть до 2025 года натурально подвешена в безденежье. Весь пакет национальных программ (а на них держится вся экономика) утвержден в сумме 32,4 трлн тенге, из которых на республиканский бюджет возложено только 5,4 трлн и сколько-то - на местные. Остальное - частные инвестиции, которых внутри Казахстана нет, а за его пределами можно рассчитывать лишь на то же сырьевое закрепление. Чужие деньги нам не светят, а внутри страны нет ни промышленного банковского кредита, ни национальных инвестиций.

Чем бы ни закончилась война в Украине, глобально победа будет за российским - а значит, и за нашим - нефтегазовым экспортом. Физически отказаться от него Европа не может, а чем сильнее пойдет блокирование системы расчетов, тем быстрее появятся уже недолларовые платежные сис­темы. Да, предстоящие месяцы (верим, что не годы) будут сложными, но развязка для нас - вполне благополучной.

Заметьте, про импортозамещение мы пока не сказали ни слова. Но неужели и после всего происходящего Казахстан должен оставаться “многовекторно” эксплуатируемой периферией? А с кем наращивать собственное промышленное развитие? Посмотрим на те самые 1,2 процента машиностроения, особенно с учетом того, что внутренний рынок покрывается казахстанской автосборкой уже более чем наполовину. На самом деле это серь­езное достижение. И, заметьте, ориентированное на общий рынок ЕАЭС, устранение дисбалансов на котором есть актуальнейшая задача для Казах­стана. Этот стартовый пока успех достигнут благодаря кооперации с российскими, южнокорейскими и китайскими авто- и сельхозмашиностроителями - не случайно именно из формирующегося благодаря санкциям макрорегиона.

И еще этот так критикуемый утильсбор, который, конечно, надо делать прозрачным и разумным, но он необходим. Как необходим длинный и дешевый производственный кредит. Все это надо срочно создавать, а успех казах­станского автостроения распространять на импортозамещение в нефтяной, газовой, горнодобывающей и металлургической отраслях.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть