Без импортозамещения - утонем
Поговорим об импортозамещении - это становится сейчас самым важным. “Какое еще импортозамещение! - воскликнете вы. - Ведь мир рушится прямо на наших глазах!” Да, мир объективно подошел к фрагментации глобализации, а это процесс по определению болезненный, едва ли не катастрофический.
Честно сказать, ковид, откуда бы он ни взялся, - это ведь тоже подготовка человечества к сворачиванию производства и мировой торговли. Так и война в Украине: при всем ее ужасе она тоже есть очередной этап проведения границ между формирующимися макрорегионами - сильнейший катализатор и ускоритель таких процессов.
А чтобы понять, где место Казахстана в этом геополитическом раздрае, давайте отвлечемся от эмоционального потрясения и посмотрим чисто практически, опираясь на самые свежие - по прошлому (предвоенному) году - статистические данные.
По экспорту направление на Евросоюз составляет 40 процентов, на Китай - 16 процентов, в сторону России и ЕАЭС - 13 процентов, Турции - 5 процентов, Кореи - 3 процента.
По импорту: из Евразийского союза - 45 процентов, из Китая - 20 процентов, из Евросоюза - 14 процентов и из Турции и США - по 3 процента. Кое-какие важные выводы из этой цифири мы сейчас сделаем, но сначала насчет структуры нашего экспорта-импорта.
Слегка округляя, получаем, что 70 процентов экспорта - нефть, металлы - 15 процентов, химпродукция - 4 процента, зерно - 2 процента. И еще упомянем машиностроение, всего 1,2 процента, но это как раз самое важное из того, о чем мы собираемся сказать. А пока продолжим: из всего завозимого в Казахстан 54 процента - это та самая строка “машины и механизмы”, по которой мы подняли свой экспорт аж до 1,2 процента (на заметку для обещанных выводов). Далее химпродукция - 18 процентов, одежда и обувь - 8 и продовольствие - 7 процентов.
И еще несколько замечаний перед выводами. Из тех приходящихся на нефть 70 процентов казахстанского экспорта примерно столько же процентов идет в Европу, причем почти исключительно через российские трубопроводы, железные дороги и портовые терминалы. И ровно то же относится к металлам: примерно такая же их доля идет в Европу, и тоже через российскую транспортную систему. А еще вот что: из 54 процентов импортируемых машин и механизмов лишь процентов 5-10 навскидку ориентировано на потребительский рынок, остальное - это механизмы и машины для той же добычи нефтяного и металлургического сырья на вывоз. Эдакий круговорот экспорта-импорта в казахстанской природе.
Теперь выводы. Экспорт Казахстана почти на три четверти завязан на сырой нефти, а в оставшейся части - почти только на сырые металлы. При этом более чем три четверти казахстанского экспорта завязаны на России или на ее транспортных сетях.
Импорт в Казахстан примерно на две трети завязан на обеспечении сырьевого экспорта и лишь на одну треть - на обеспечении собственного внутреннего производства или прямо на потребительском рынке. При этом примерно три четверти казахстанского импорта завязаны на поставках из России или через нее.
А теперь ответьте: что нам, даже чисто по-житейски, выгоднее - чтобы экономика России рухнула под санкциями или чтобы не просто устояла, но еще и обрела собственные источники развития?
Ответ (при всех симпатиях к Украине) вроде бы очевиден, однако вдумчивый читатель и здесь может осадить вашего слишком уж пророссийского обозревателя: какой Казахстану прок от экономического взаимодействия с Россией, если оно чем теснее, тем больше не в нашу пользу?
В самом деле, на недавнем экономическом саммите обе стороны с удовольствием отмечали рост взаимного товарооборота аж до $24,2 млрд - почти на четверть больше, чем годом ранее. Но если заглянуть внутрь, то это $6,9 млрд наших поставок туда и $17,3 млрд российского экспорта в Казахстан. Торговое сальдо - минус $10,4 млрд. Разорение, а не торговля!
Да, это так, но давайте посмотрим в целом на торговый баланс Казахстана, поищем, кто нас не разоряет, а спасает. Полное сальдо экспорта-импорта товаров и услуг по прошлому году - $18,9 млрд, увесистая сумма. Спасибо Евросоюзу: именно с Европой у Казахстана великолепный торговый плюс. Хотя не будь российского минуса, было бы еще на десяток с лишним миллиардов долларов больше. Но вот общее сальдо платежного баланса по 2021 году… минус 5,7 млрд - из-за того, что иностранные инвесторы и кредиторы вывезли своих доходов намного больше, чем мы наторговали на экспорте сырья. В какую сторону вывезено? В нашу любимую Европу.
Короче, Казахстан “многовекторно” используют все: и те, кто вывозит отсюда сырье, а завозит инвестиции и кредиты, и те, кто элементарно заполняет наш рынок своими товарами, заодно обеспечивая наш экспорт в Европу. Ныне же те и другие насмерть рассорились, а мы у себя пока не разобрались, за кого мы. Между тем с отрицательным платежным балансом в нашем мире долго не живут, даже в сугубо мирные времена.
А чтобы окончательно прояснить понимание будущего, заметим, что стратегия правительства вплоть до 2025 года натурально подвешена в безденежье. Весь пакет национальных программ (а на них держится вся экономика) утвержден в сумме 32,4 трлн тенге, из которых на республиканский бюджет возложено только 5,4 трлн и сколько-то - на местные. Остальное - частные инвестиции, которых внутри Казахстана нет, а за его пределами можно рассчитывать лишь на то же сырьевое закрепление. Чужие деньги нам не светят, а внутри страны нет ни промышленного банковского кредита, ни национальных инвестиций.
Чем бы ни закончилась война в Украине, глобально победа будет за российским - а значит, и за нашим - нефтегазовым экспортом. Физически отказаться от него Европа не может, а чем сильнее пойдет блокирование системы расчетов, тем быстрее появятся уже недолларовые платежные системы. Да, предстоящие месяцы (верим, что не годы) будут сложными, но развязка для нас - вполне благополучной.
Заметьте, про импортозамещение мы пока не сказали ни слова. Но неужели и после всего происходящего Казахстан должен оставаться “многовекторно” эксплуатируемой периферией? А с кем наращивать собственное промышленное развитие? Посмотрим на те самые 1,2 процента машиностроения, особенно с учетом того, что внутренний рынок покрывается казахстанской автосборкой уже более чем наполовину. На самом деле это серьезное достижение. И, заметьте, ориентированное на общий рынок ЕАЭС, устранение дисбалансов на котором есть актуальнейшая задача для Казахстана. Этот стартовый пока успех достигнут благодаря кооперации с российскими, южнокорейскими и китайскими авто- и сельхозмашиностроителями - не случайно именно из формирующегося благодаря санкциям макрорегиона.
И еще этот так критикуемый утильсбор, который, конечно, надо делать прозрачным и разумным, но он необходим. Как необходим длинный и дешевый производственный кредит. Все это надо срочно создавать, а успех казахстанского автостроения распространять на импортозамещение в нефтяной, газовой, горнодобывающей и металлургической отраслях.
Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы