5484

Что Алматы нужнее: аким или генплан?

Время после январского путча пошло бурное - не успела южная столица получить нового акима, как появилась петиция с требованием назначить другого, а еще лучше - доверить выборы горожанам. Допустим, “слышащее государство” нас услышало, выборы прошли, выбрали нас с вами. С чего бы мы начали?

Что Алматы нужнее: аким или генплан?

Предыдущий аким бойко начал свою деятельность в Алматы с удаления проституток с проспекта Сейфуллина, а чуть позже порадовал горожан мастер-планом “Алматы-2050” с набором завлекательных картинок. Потом пообещал разработать настоящий генеральный план, без которого Алматы живет почти двадцать лет. Обещания не сдержал.

Новый аким с ходу приостановил строительство 19 объектов, нарушающих запрет на точечную застройку, установленный в 2019 году. Поступок свежий, правильный и все такое, если не задаваться вопросом: что дальше? Эти “недостройки” так и останутся торчать посреди города подобно опорам LTR в столице? Или решительный аким доведет дело до сноса начатых незаконно строений, возможно, даже за свой счет?

Но тогда ему надо бы оплатить ликвидацию многого из понастроенного в бытность своего предшественника, а учитывая отсутствие генплана - вообще всего построенного с начала нулевых. Новый аким, говорят, человек не бедный, но и ему вряд ли по силам вернуть городу архитектурный облик времен его юности.

Или стройки постоят-постоят и продолжатся после того, как кто-то куда-то зайдет и что-то занесет? Именно такое завершение представляется наиболее вероятным, и это, честно сказать, пошло и скучно.

А какой бы решительный шаг сделать нам с вами, чтобы результат не оказался разочаровывающим? Составляем список извечно волнующих алматинцев приоритетов, ведь который уже по счету аким давал клятвенные обещания, но так и не выполнил их.

На первом месте, разумеется, смог над нашим любимым городом - самым красивым в мире, но одним из самых задымленных. Второе - это транспорт, конечно, пробки и вообще трудности передвижения. Третье - это город для горожан: озеленение, чистота, пространство для жизни, спорт, культура, КСК и так далее.

Список бесконечный, и все его пункты сцеплены друг с другом, поэтому давайте ухватимся хотя бы за первый. Избавление от смога - это, по порядку, полная газификация пригородов и всех поселений в радиусе Талгар - Капшагай - Каскелен с запретом на угольное топливо. Это последовательный перевод всего автотранспорта - от такси, скорой помощи и полиции до частных авто - на электротягу, а грузового - на сжиженный газ. И это газификация остающихся на угле ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3.

Масштаб задачи, как видим, и по стоимости, и по географии выводит нас из мегаполиса в пределы области. Да куда там области! Для одной только ТЭЦ-2, говорят знающие люди, потребуется тянуть еще одну нитку газопровода откуда-нибудь из-под Тенгиза. Так это или не так, должно быть определено серьезным документом, разработанным коллективом разнопрофильных специалистов, согласованным со всеми профильными ведомствами и утверж­денным на правительственном уровне.

Да, денежка для одного только оздоровления атмосферы потребуется, это ясно заранее, колоссальная. А ведь за газом и энергетикой неразрывно тянется и транс­портный блок, тоже выходящий далеко за пределы мегаполиса: какие обводные автомобильные и железнодорожные трассы необходимы, до каких пределов тянуть метро, каким легкорельсовым или иным сообщением связывать Алматы с пригородами и городами-спутниками.

Пусть суммы покажутся неподъемными, зато появится ясность, какие цели какими средствами и в какие сроки достижимы, как их расставлять по приоритетам и какими этапами к ним двигаться.

А надо ли для составления такого путеводного документа выдумывать что-нибудь ненормативное? Как раз наоборот. Давно пора начать выполнять закон об архитектурно-строительной деятельности, который обуславливает любое городское строительство наличием утвержденного и своевременно обновляемого генерального плана с вытекающими из него ПДП - проектами детальной планировки. А коли нет генплана и нет законно сделанных ПДП, то вне закона не только точечные застройки, но и вообще все построенное. И отвечать за это в первую очередь должен аким, поскольку акимы по Конституции - представители президента и правительства на вверенной территории, с этих долж­ностных лиц тоже не худо бы спросить, как получилось, что южная столица живет вне закона. И один ли только Алматы, кстати.

Проблемы мегаполиса выходят за его территорию, скажете вы. Не оттого ли не получается генплан? Нет проб­лем, тот же архитектурно-строительный закон требует наличия вовремя составляемой и обновляемой межрегиональной схемы территориального развития, а также генеральной схемы организации всей территории Республики Казахстан. И вот мы имеем такой, извините, дырявый набор просроченной свежести: генплана Алматы нет вовсе, межрегиональная схема территориального развития алматинской агломерации утверждена в уже подзабытом 2016 году, а генеральный план для всего Казахстана утвержден и вовсе в 2013-м. Он приурочен к программе “Казахстан-2050”, а более близкое упоминаемое в нем будущее заканчивается 2020 годом. Не находите, что всю такую основу для городского и территориального обустройства пора бы освежить?

Правда, в 2020-м в схему алматинской агломерации внесены изменения, но они что есть, что нет, без разницы, потому что есть еще одна закавыка - глубина и качество разработки.

Мы не только потеряли культуру составления отраслевых и территориальных планов развития, но и ликвидировали соответствующие организации, распылили специалистов. Ныне ситуация такова: чиновничеству, и без того погруженному в растущую массу проблем, все более нервничающему и боящемуся принимать решения, противостоят социальные сети, бурлящие отнюдь не только правильными идеями. Плюс неизвестно, для чего существуют маслихат и более-менее активный общественный совет. Минус так и не созданное городское самоуправление.

Вот на что имеющийся потенциал вполне сгодился бы, так это на составление технического задания на разработку генплана Алматы и городской агломерации, чтобы расставить приоритеты и ничего не упус­тить. После чего акиму стоило бы заняться сбором профессиональной команды, получить комплексный документ и идти с ним в правительство.

А еще неплохо бы реализовать ту очевидную мысль, что градоначальника должны выбирать сами горожане. И здесь тоже достаточно обратиться к исполнению закона, на этот раз Конституции. В ней сказано, что местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, осуществляется на территориях компактного проживания населения. А разве компакт­ное проживание населения не охватывает всю территорию Алматы? И разве вопросы городской среды, транспорта, ЖКХ и той самой точечной застройки не являются местными?

Поэтому назначаемый президентом аким как его конституционный представитель пусть занимается вопросами государственного значения, их в городе тоже хватает: образование, здравоохранение, социальная защита, а также чистота воздуха, требующая решений на государственном уровне. Но пусть в Алматы появятся свой мэр и свой горсовет самоуправления. Так почему бы назначенному акиму, которому президент поручил восстановить спокойствие и доверие алматинцев, не инициировать первым делом начало исполнения закона?

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть