5045

Кто даст народу Казахстана деньги

Фонд “Қазақстан халқына” тоже нужен, но нужнее найти финансирование всей экономики

Кто даст  народу Казахстана деньги

На системной и постоянной основе - так президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ определил порядок сбора денег для фонда “Қазақстан халкына”, но ведь раскулачивание зажравшихся бизнесменов - дело не бесконечное. Что касается порядочных фигурантов списка Forbes, что-то с них удастся взять разово, может быть, несколько раз, потом олигарх или его деньги растворятся во времени или в географии. А возникшие в прежние годы высокоприбыльные компании ходят под Налоговым и Таможенным кодексами, имеют массу внешних долгов, которые надо обслуживать. Да, правительство может установить им процент отчислений от прибыли, но быстро обнаружится, что либо уменьшатся поступления от налога на прибыль в бюджет, либо увеличатся цены.

Задача из всех известных

Давайте не забывать, что самые прибыльные компании - это те, которые занимаются экспортом нефти, газа и металлов. Они почти все в иностранной собственности, и с них лишнего не возьмешь, если сохранять позицию невмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность. А высокоприбыльные компании на внутреннем рынке в основном инфраструктурные. Это электроэнергетика, нефтепроводы и газопроводы, связь, железная дорога, авиация. Тарифы для них устанавливает государство, а потому любая дополнительная денежка с них, если сохранять нынешнюю непрозрачность и бесконтрольность естественных монополий, все равно ляжет в тариф.

И потом, январские события, потрясшие страну и заставляющие много чего изменять и переосмысливать, не отменяют необходимости решать и до того накопившиеся проблемы. Одно только исполнение составленных еще прежним правительством национальных проектов чего стоит!

А сколько, кстати, стоит? Центральный из них, так и названный “Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев”, расписанный по затратам до 2025 года включительно, стоит 15,9 трлн тенге. Триллионов! Из которых 400 млрд выделит само государство из бюджета, а 15,5 трлн тенге отнесены на частные инвестиции. Развитие АПК - 2,7 трлн из бюджета, а 4,1 трлн должны инвестировать частники. Нацпроект по развитию предпринимательства - 8,5 трлн, из которых бюджет внесет только триллион с небольшим, и так далее. Даже полностью инфраструктурный нацпроект “Сильные регионы - драйвер развития страны” стоимостью 7,6 трлн тенге по бюджетной линии будет профинансирован менее чем на 5 трлн.

Допустим, бюджет свою денежку наскребет. А откуда возьмутся частные инвесторы со своими совершенно фантастическими вложениями? Будь у правительства хоть какое-то понимание источников, оно бы отразилось в названиях компаний или хотя бы в раскладах: сколько денег ожидается привлечь в самом Казахстане, а сколько должно прийти извне, из каких стран или хотя бы по каким векторам. Выходит, нет даже приблизительного понимания, хотя априори понятно, что даже части заложенного в нацпроекты инвес­тиционного потенциала в самом Казахстане нет. А вот снаружи…

Сложение и вычитание

Если мы элементарно просуммируем данные платежного баланса с 2000 по 2021 год, получим такую картинку: от экспорта товаров и услуг в Казахстан пришло (округляем) 1150 млрд, на импорт товаров и услуг ушло 850 млрд. А вот сальдо финансовых потоков (сколько доходов получено от казахстанских кредитов и инвестиций за рубеж и сколько вывезли иностранные инвесторы и кредиторы, сколько зарплат отправлено экспатами из Казахстана и сколько пришло от наших гастарбайтеров) - в сумме составило - внимание! - 320 млрд долларов с минусом.

Согласитесь, эти три сотни миллиардов с начала “тучных лет”, не будь они выведены за рубеж, могли бы сильно помочь модернизации казахстанской экономики и благосостоянию населения. Не говоря уже о том, что их инвестирование, например, в АПК, ЖКХ и энергетику могло бы резко сократить расход валюты на импорт. Причем все 320 млрд долларов не украдены, не утаены от налоговиков и таможенников. Это совершенно законный вывод денег за рубеж, арифметическая иллюстрация нашего замечательного инвестиционного климата.

Поиск неизвестного

Выскажем предположение: основные бенефициары вывоза доходов - реальные иностранные инвесторы и кредиторы, однако некая часть - это прокручиваемые нашими же соотечественниками через европейские юрисдикции и офшоры деньги, выводимые из нашей экономики.

И здесь как раз наибольший потенциал раскулачивания. Хотя если говорить о системной и постоянной основе, то пора приступать к главному. Нет, не пугайтесь, это не национализация экспортно-сырьевых комплексов, это национализация внешне­экономической деятельности, то есть установление достаточного для соблюдения национального интереса контроля над нею.

Впрочем, вернемся к “Қазақ­стан халқына”: поступления на постоянной основе можно наладить, если отдать фонду бизнесы, оказывающие массовые услуги населению, но качающие прибыль в частные карманы. Прежде всего это базары и оптовки, расположенные на муниципальных землях, но превращенные в клановые империи. Тот же сбор штрафов на дорогах или городские парковки. Да и откачиванию частной прибыли из инфраструктурных монополий фонд тоже мог бы помешать.

Контрольная работа

А все же как получилось, что определяющие жизнь страны и экономики на следующие четыре года национальные проекты подвешены на громадных частных инвестициях, которых в стране точно нет, а придут ли из-за рубежа - неизвестно?

Почему неизвестно? Еще как известно! Вспомним План нации “Сто шагов” 2015 года. Ключевым в нем был раздел III “Индустриализация и экономический рост”, весь построенный на привлечении так называемых якорных инвесторов, которые вкладывались бы в несырьевой экспорт.

К примеру, шаг №55 предусматривал “привлечение минимум десяти ТНК в перерабатывающий сектор для создания экспортных товаров и выхода Казахстана на мировые рынки”. И такие же инвесторы должны были заякориться в производстве молока, мяса, в туристическом и авиационном бизнесе, на транспорте, в энергосбережении и так далее. Так вот этот ключевой раздел Плана нации провален полностью, можно сказать, фундаментально, ни один из инвесторов такого рода в Казахстане якорь не бросил!

И это не просчет исполнителей, а концептуальная ошибка на уровне определения политического и экономического курса. Хотя стоило бы понять, что никакой внешний инвестор не зайдет в чужую экономику, чтобы работать на пользу ей, а не себе. Его же польза - наладить вывоз нужного внешнему рынку продукта, а заодно быстренько отбить вложения и вывозить еще и доходы.

Кроме того, никакое серьезное государство не пустит на свой рынок экспортера из чужой страны, если это не сырье. В этом смысле совершенно очевидно, что по китайскому и европейскому векторам никаких инвестиций, кроме как вывоз сырья, нет и быть не может. А интеграционное продвижение на евразийском рынке заблокировано нами самими - независимость дороже экономического роста.

Вот почему оказались непройденными “Сто шагов” и откровенно беспомощны подвешенные без инвестирования нынешние национальные проекты. Составители и идеологи таких прожектов одни и те же... Вот уж поистине они ничего не поняли и ничему не научились.

Сейчас у президента Токаева есть и необходимость, и возможность многое поменять, а соцсети и все общество тоже ждут перемен и буквально фонтанируют идеями, среди которых ценное перемешано с второстепенным, бесполезное - с вредным. А потому самая трудная, но самая необходимая задача у главы государства - собрать команду, способную увидеть и предложить верный курс.

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть