1683

Битва “зёленых” с “голубыми” на полях Европы

То, что творится на рынках газа и электроэнергии в Европе, чрезвычайно поучительно для Казахстана. Какие же уроки можно извлечь из чужих проблем и ошибок?

Битва “зёленых” с “голубыми” на полях Европы

Уютным январским вечером хорошо, знаете ли, выглянуть из окошка теплой и светлой квартиры, послушать, как пронзительно гудит за тройным стеклопакетом вьюга, и посмотреть, как идут против ветра прохожие и едут машины, зачем-то оказавшиеся в такую непогоду на улице. К нам пока это трудно… нет, совершенно невозможно примерить цены на тепло и электричество, вдруг обрушившиеся на головы европейцев. Давно ли казахстанцам 300-400 долларов за тысячу кубометров газа казались невообразимыми, фантастически высокими на фоне тех 50-60 долларов, в которые обходятся бытовое и промышленное использование газа у нас? Но потом 300-400 сменились тысячей долларов, а затем - двумя! И, как оказалось, это еще не предел. А ведь такая стоимость отопления-освещения обрушилась в эту зиму не только на состоятельных немцев-французов, но и на тех же украинцев с молдаванами, которые отнюдь не богаче казахстанцев.

Или возьмем стоимость электроснабжения, ставшего уже привычного для Европы уровня, где-нибудь в 200 с лишним тенге за кВт-час. Можете вы представить себе квитанцию с цифрами вашего потребления электричества, которые нужно умножить даже не на 200, а хотя бы на 100? Сможете ли вы со своими доходами при таких ценах пользоваться оргтехникой, микроволновками, электродуховками? Между тем в Европе 200 тенге за киловатт тоже не предел. На горизонте маячат уже 400. Куда катится этот мир и как скоро это докатится до нас?

Для начала попросим успокоиться: в Европе совершенно такой же газ, как и у нас, и совершенно такое же электричество, но… с точки зрения ценообразования это две совершенно разные и пока не пересекающиеся истории с географией. К примеру, шокирующая тысяча долларов за МВт-ч - это стоимость совершенно конкретной порции электричества в совершенно конкретный момент суток и на конкретной торговой площадке, тогда как в иной момент цена может быть и полтысячи долларов, а то и всего лишь, допустим, двести. Тогда как у нас тарифы прибиты железными гвоз­дями, и не к рыночному спросу-предложению, а, допустим, к видам потребления, к географическому расположению потребителей и другим подобным “фундаментальным” факторам.

Пересекутся ли наши пока непересекающиеся миры газо- и электроснабжения? Как долго мы сможем наблюдать из низкотарифного уюта европейские ценовые рекорды и не вышвырнут ли и нас рыночные вихри прямо на холод? Вот об этом и поразмышляем.

В эпоху наполеоновских войн (а от них как раз и пошло современное устройство Европы, а за ним - и всего западного мира) в ходу было понятие “битва наций” - именно такого масштаба вовлеченности стран и народов гремели тогда сражения. С участием, кстати напомнить, и Российской империи. От того же времени мы имеем “Концерт великих держав” и Священный союз как скрепы тогдашнего мироустройства.

Так вот, битва “зеленых” с “голубыми” на европейском газовом и энергетическом рынках того же эпического масштаба. А ее исход сулит человечеству неменьшие геополитические и социально-экономические последствия. Вы только вдумайтесь: идея повернуть энергетику на безуглеродный путь ради борьбы с глобальным потеплением - она, впервые в истории современного капитализма, триумфально шествующего по планете где-то уже триста-четыреста лет… антирыночна.

Рынок - это извлечение на­и­большей прибыли при наименьших затратах. Но конкурентоспособна ли солнечная и ветровая выработка против традиционной генерации? Особенно с учетом затрат, связанных с приспособлением энергосистемы к прерывистой выработке ВИЭ? Нет, на современном уровне развития науки и техники “зеленое” направление тупо дороже, причем кратно.

Соответственно, экономика, сделавшая ставку на “зеленую” генерацию, грузит себя двойным-тройным тарифом и попросту проигрывает конкуренцию по всем рыночным канонам. Если только идея борьбы с глобальным потеплением не будет настолько всеобщей, что потенциальные победители в борьбе за мировые рынки энергоресурсов не станут грузить сами себя “зелеными” обязательствами.

И здесь, ни секунды не сомневаясь в реальности глобального потепления, добавим несколько столь же реальных и при этом гораздо более краткосрочных обстоятельств. Германия, промышленный локомотив Европы, во времена Третьего рейха была ближе всех к созданию атомного вундерваффе. Соответственно, ее деатомизировали самым фундаментальным образом. Да, на территории ФРГ много атомных электростанций, и кое-какие еще остаются в работе, но это как бы продолжение иностранного присутствия, а потому желание немцев избавиться от атомной энергетики имеет свои исторические и политические основания.

А дальше все просто: это как кульминационное сражение, обе­щающее перелом во всей военной кампании, а потому противники бросают в бой все главные силы и последние резервы. Да, спотовый рынок вместо долго­срочных контрактов привел к чудовищному росту цен - тем больше оснований делать ставку на ежедневные торги и не поощрять долгосрочные заявки. Да, задержка с сертификацией “Северного потока-2” усугубляет дефицит предложения на рынке и дополнительно повышает стоимость газа - тем больше оснований не поважать “Газпром” и не торопиться с сертификацией.

В решающей битве (так чаще всего бывает) верх берет не тот, кто сильнее, а кто дерется отчаяннее и не жалеет сил. Но тут, знаете ли, ситуация объективно предопределена. Дело в том, что “зеленый” вариант - он одновременно и “голубой”. То есть на современном уровне науки и техники солнечная и ветровая выработка безальтернативно сопряжена с дублирующей и резервирующей ВИЭ газовой генерацией. Другие технические решения тоже имеются, но это уже вообще тарифный космос. А потому идущая сейчас “битва наций” на европейских рынках газа и электро­энергии - это не сражение между “зелеными” и “голубыми”, а втягивание “зеленых” в стратегическую инфраструктуру “голубых”, в которой они и успокоятся, обретя в таком “зелено-голубом” единстве и относительную тарифную стабильность.

Причем смело можно сказать, что это истории не про какие-нибудь 2050-2060 годы, а про год сегодняшний. С переходом на следующие три-пять лет, когда в “Концерте великих держав” пройдут решающие выборы и ситуация, возможно, приобретет другой формат. Не исключено, заодно с иным взглядом на глобальное потепление.

Все это мы уже сейчас вполне способны разглядеть из нашего казахстанского окошка.

А что касается выводов… было бы желание их сделать. Да, европейцы отчаянно заигрались с “невидимой рукой” рынка. Привязывать стоимость газо- и электроснабжения - фактической основы любой серьезной экономики - к разного рода конъюнктурным играм вне фундаментальной государственной тарифной политики - это безумие.

Но ведь и наша национальная энергетическая система, которая и так уже вся разобрана по группировкам пользователей, да к тому же готовится правительством к “окончательной” приватизации, в которой ни балансирующего рынка электроэнергии, ни обеспечивающего перспективное развитие рынка мощности попросту нет, в которой государственная тарифная политика - это невероятная мешанина из совершенно разных для различных регионов тарифов для одних и тех же групп потребителей… вот она вся у нас такая.

Не надо заглядывать ни в какие окошки, отдергивать занавески - вся картина - вот она, у всех на виду. Интересно, кто первый наверху это увидит?

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть