3623

Удвоение ТЭЦ-2

Эпопея с переводом на газ Алматинской ТЭЦ-2 идёт к тому, что на одной площадке станут работать сразу и угольная, и газовая теплоэлектроцентрали

Удвоение ТЭЦ-2

В понедельник прошли общественные слушания по ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) в составе ТЭО (технико-экономическое обоснование) модернизации Алматинской ТЭЦ-2 с переводом на газ, а это уже финал той стадии, на которой “слышащее государство” способно еще что-то услышать. ТЭО уже в госэкспертизе, где его ждут и точно одобрят, после чего машина разработки уже конкретной проект­ной документации и начала строительства станет работать без возможности что-то переиначивать на ходу.

Строительство запланировано на март 2022 года, продолжится 65,5 месяца, будет состоять из двух этапов и завершится в 2027-м. На первом этапе как продолжение действующей части будет возведен еще один главный корпус, в котором разместится ПГУ (парогазовая установка, состоящая из газовой турбины, парового котла-утилизатора на выхлопе этой турбины, вырабатывающего пар для паровой турбины, и самой паровой турбины) фирмы “Сименс” мощностью

557 МВт. На втором этапе тоже новое здание водогрейной котельной, где также будут предвключенные газовые турбины, на выхлопе которых не паровые, а водогрейные котлы-утилизаторы. Ну и привычные нам водогрейные и паровые котлы на газе для покрытия пиковых тепловых нагрузок.

Набор оборудования и заложенные в ТЭО технологии, сразу скажем, самые продвинутые для наиболее эффективного использования газа, соответствуют “зеленым” европейским стандартам и проходят по категории НДТ (наилучшая доступная техника). Это будет, можно сказать, образцовая, самая новенькая и экономичная ТЭЦ в Казахстане и во всей Центральной Азии, рядом с которой останется… законсервированная действующая часть.

Точнее, нынешний главный корпус частично останется в работе, а котлы и турбины вместе со связывающим их громадным трубопроводным и насосным хозяйством хотя и будут выведены на ноль, не пойдут на дорогой металлолом, а станут бережно и аккуратно храниться год, два, пять, десять, двадцать лет… и так далее. Заложенные в ТЭО технологии консервации тоже впечатляют: многие километры трубопроводов и емкостей сначала обезвоживаются, потом продуваются паром, а затем держатся под наддувом подсушенным горячим воздухом с повторением цикла через каждые три-четыре месяца.

Такие навороты во избежание коррозии иногда применяются на крупных электростанциях при длительном ремонте. Но у нас и здесь есть шанс стать первыми даже в мировом масштабе: до такого еще никто не додумался - поддерживать выведенную из работы электростанцию сухой и тепленькой если не вечно, то до 2050 года, по крайней мере.

Близки к мировым рекордам и технико-экономические показатели: взамен консервируемых 510 МВт электрической и 1411 Гкал/ч установленной тепловой мощности вводятся 557 МВт и 957 Гкал/ч. Плюс 47 МВт и минус 454 Гкал/ч. Все это удовольствие обойдется алматинцам и всем казахстанцам в 315,8 млрд тенге, которые мы заплатим через тарифы.

Будь у нас денег, как у ФРС, почему бы и нет. Но в казахстанской электроэнергетике сейчас проб­лемы не с тем, как бы побольше вывести работающих мощностей, а с тем, как бы поскорее ликвидировать уже образовавшийся дефицит, найти на это средства и при этом не перенапрячь экономику и население пугающим ростом тарифов.

На фоне дефицита электро­энергии не слишком ли вычурна идея такого “обновления”

ТЭЦ-2, особенно насчет консервации отстраняемых от работы котлов и турбин? Нет, как раз консервация в таком варианте “модернизации” - это пусть и вынужденное, но объективно необходимое техническое решение.

После перевода ТЭЦ-2 на газ весь мегаполис и по электричеству, и по теплу останется только на одном виде топлива.

Подвод газа к Алматы дублируется, технические аварии особо не страшны, но давайте не забывать, что уже давно привычный алматинцам основной источник - это узбекский газ, добыча которого в Узбекистане в последние годы заметно падает. А недавно появившийся резерв - это туркменский газ из китайского трубопровода, с которым в следующие десять-двадцать-тридцать лет тоже может всякое случиться. Да что там далекая перспектива, достаточно заглянуть в собственный национальный проект “Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев”, по которому уже на уровне 2025 года в Алматы, Алматинской, Туркестанской и Кызылординской областях предусмотрен ввод маневренных ПГУ на 1400 МВт. И там же предусмотрено, что к нынешним 2000 МВт солнечно-ветровых установок будет добавлено еще 2000 МВт. Это тоже потребует строительства дополнительных газотурбинных установок для резервирования прерывистой “зеленой” выработки, и на все потребуются дополнительные объемы газа.

Опять-таки газа, может быть, и хватит, но внутренние цены на него пока поддерживаются в разы ниже экспорт­ных, и тенденция их повышения (см. историю с ценами на бензин и дизель) будет брать свое. А потому с учетом всем нам отлично знакомых местных реалий я вам расскажу, как все будет на самом деле как раз где-нибудь к 2025 году. Предусмотренные ТЭО почти 316 млрд тенге будут съедены еще на середине строительства. Хорошо, если удастся ввести первую очередь. При этом баловство с консервацией действующей части если и продолжится, то не дольше пары-тройки лет, а скорее всего, даже не начнется. К тому времени все вместе - нехватка газа и рост его стоимости с ростом дефицита маневренной и вообще электрической мощности - выведут принимающие решения инстанции на элементарное понимание, что с новой ПГУ необходимо сохранять в работе и действующую часть.

И вообще, представьте себе хозяина ТЭЦ-2, который может выдавать мегаватты и гигакалории либо на очень эффективной, но дорогой газовой части, либо на менее экономичной, но в разы более дешевой угольной. К тому же мучимого пониманием, что затратная колготня с многолетней продувкой горячим воздухом громадного котлотурбинного хозяйства, случись вдруг запуск, окончится городской и национальной катастрофой, хотя бы потому, что неоткуда будет взяться необходимому персоналу.

Понятно, что лучший способ консервации - это сохранение в работе хотя бы с минимальной нагрузкой. А где разрешено мало, можно и много. У экологической общественности опять появится повод требовать уже не перевода на газ, а установки навороченной газоочистки, сухого складирования золы, и это опять затраты и тарифы, зато все будут при делах…

И еще насчет хозяина: давайте не забывать, что ТЭЦ-2 вместе со всем комплексом “АлЭС” вписана в план приватизации. И будущий покупатель, не исключено, способен влиять на принимаемые ныне решения. А есть ли сейчас у правительства и “Самрук-Энерго” уверенность, что они правильно ведут предпродажную подготовку и у приобретателя “удвоенной” ТЭЦ-2 имеется правильное представление о том, что ему достанется?

Но имеется ли решение попроще, дешевле и надежнее? Разу­меется, для этого достаточно оснастить котлы ТЭЦ-2 еще и газовыми горелками. Технические решения на этот счет, включая дополнительную защиту от протечек газа в заглубленной котельной, разработаны и известны. Единственное, чего недостает - корректировки отраслевых нормативов и разработки специальных тех­условий именно для ТЭЦ-2, что вполне по силам правительству и входит в его компетенцию.

Может быть, в расчете получить на одной площадке сразу две работающие ТЭЦ и состоит “хитрый план”, но мы с вами в любом случае обязаны рассказать о всех вариантах и предупредить о возможных последствиях заранее.

Пётр СВОИК, обозреватель, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть