2177

Агенты по защите от конкуренции

Это кошке можно отрубать хвост по частям, а конкурентный рынок электроэнергии надо вводить целиком и сразу. Но у нас, как обычно, решили идти своим путем

Агенты  по защите  от конкуренции

Новости электроэнергетики: по состоянию на 9.00 10 ноября ограничения бытовых и социально важных объектов в энергосистеме Казахстана отсутствовали. Об этом счел необходимым сообщить КЕGOC. По нынешним ограничительным временам это тоже событие. А вообще, по мере все более частых отключений света поток обнадеживающих сообщений с энергетического фронта тоже учащается. К примеру, Министерство энергетики подписало протокол о недопущении ограничений подачи электроэнергии населению, социальным объектам и белым майнерам.

Чуть ранее председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик ЖУМАНГАРИН рассказал, какие изменения хотят ввести на рынке электроэнергии. Если сжато: потребители мощностью более 1 МВт обязаны будут закупать энергию на оптовом рынке без посредников, так называемых ЭСО (электроснабжающая организация). А на розничном рынке планируется возможность смены поставщиков - тех самых ЭСО: “Открываешь компьютер, смотришь тариф и можешь за 2-3 часа перейти на другого поставщика электро­энергии”. Агентство также собирается увеличить объемы продажи на централизованных торгах. “Сейчас продается только один процент электроэнергии. Однако мы предлагаем начать с 10 и постепенно продвинуться до 30 процентов исходя из той ценовой ситуации, которая будет складываться на рынке”.

Насчет возможности выбирать и менять энергосбыты это точно хорошо, а что несут нам другие обещания защитников конкуренции, без курса специальных знаний не разберешься. И вот вам краткий специальный курс.

На так называемом оптовом рынке электроэнергии продавцами выступают электростанции, а покупателями - либо крупные потребители мощностью от 1 МВт и выше, либо те самые ЭСО, перепродающие покупаемое на розничном рынке. Продавцов - это известно точно - ровно 49, и все они разнесены на 47 тарифных групп c диапазоном утвержденных по группам предельных тарифов от 2,75 тенге за 1 кВт-ч до 15,47 тенге за 1 кВт-ч (без НДС).

Здесь вы можете перебить лектора, ведь электростанций в Казахстане раза в три больше, и это не считая массы солнечных и ветровых! Да, это так, но хозяева многих электростанций, наплевав на закон “Об электроэнергетике” заодно с законом “О естественных монополиях…”, соединили несколько разных производителей в единый субъект с одним тарифом. К примеру, предприятие “АлЭС” - это набор из совершенно разных алматинских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, Капшагайской ГЭС и каскада малых ГЭС, невероятным образом подведенных под общий тариф. Но все, кому у нас в стране положено обеспечивать соблюдение энергетического и антимонопольного законодательства, стоят перед реальными хозяевами электро­энергетики по стойке смирно.

Как устроены торги на оптовом рынке, если товар у всех продавцов абсолютно одинаковый, а цены разные? Подсказка: оптовый рынок на 99 процентов состоит из так называемых децентрализованных торгов - это когда каждый отдельный продавец и покупатель заключают двусторонний и притом долгосрочный - на несколько месяцев вперед - контракт. А дальше вы уже и сами сообразите: никаких свободных торгов в таком формате быть не может, это элементарная распределиловка.

Хозяева электростанций делят объемы наиболее дешевой электроэнергии между принадлежащими им или просто дружественными предприятиями-потребителями. Далее идут аффилированные либо с самими продавцами, либо с избранными покупателями на розничном рынке ЭСО. И лишь после этого возможность заключения контрактов предоставляется так называемым гарантирующим ЭСО, к которым в каждом регионе прикреплены мы с вами: население, малый и средний бизнес и бюджетные организации.

Нет, кое-какая справедливость соблюдается: гарантирующим ЭСО тоже выделяют некоторые объемы с чуть более дешевой энергией, но это все равно никакой не рынок, а чистое администрирование с единственной твердой гарантией: у гарантирующих ЭСО в данном регионе самые высокие тарифы.

Здесь нам надо знать вот еще что: региональных ЭСО-энергосбытов с публикуемыми тарифами в Казахстане по числу регионов полтора десятка, а всего действующих на оптовом и розничном рынках ЭСО где-то за полторы сотни. Конкретное число, их список и уж подавно тарифы засекречены. Сообщаем на всякий случай и Агентству по защите и развитию конкуренции, возможно, они не в курсе.

И заключительный вывод спецкурса: а возможно ли действительно конкурентное устройство рынка электроэнергии, да еще чтобы эта конкуренция работала на оптимизацию и сдерживание тарифов?

Ответ: разумеется. Но ни в коем случае не в формате парных и долгосрочных контрактов, а в режиме давно уже прописанного в законе “Об электроэнергетике” балансирующего рынка. То есть в режиме “за сутки вперед”, когда с учетом прогноза погоды и всего прочего графики потребления на следующий день уже могут быть расписаны по часам и минутам, и в режиме “в течение операционных суток”, уточняющем конкретные колебания.

На таком балансирующем рынке всегда есть электростанции, работающие не по диспетчерским (ТЭЦ - по отопительному, ГЭС - по речному, ВИЭ - по солнечно-ветровым) графикам, а также те, которые способны загружаться или разгружаться по командам дис­петчера. Причем в любое время суток таких станций больше одной, а значит, конкуренция между ними будет снижать тариф до наименее возможного. И в каждый час суток результирующий тариф будет переменным - по минимизируемой кривой. Если же этот переменный тариф спустить и до потребителя по его выбору: допустим, утром полный тариф, вечером полтора тарифа, зато ночью полтарифа, будет выгодно всем.

Но тут вот какое дело: балансирующий рынок требует единого закупщика и перехода к единому общенациональному тарифу со всеми понижающими коэффициентами для энергоемких или социально приоритетных потребителей, но это придется делать гласно. Тут уже не посекретничаешь, и выхватывать наиболее дешевые объемы по тайным двусторонним контрактам не получится.

Так к какому же рынку ведут нас защитники конкуренции из агентства? Насчет обязательности присутствия крупных потребителей на оптовом рынке - это почти ни о чем. Да, ныне многие потребители мощностью более 1 МВт, имеющие право входа на опт, пользуются услугами аффилированных ЭСО. Заставят их работать без посредников - для нас ничего не изменится.

Ключевой пункт намерений - забрать с парных децентрализованных торгов 10 процентов объемов и передать их на централизованные торги, а там довести и до 30 процентов. Но надо напомнить, что упомянутый Сериком Жумангариным один процент конкурентных торгов - это только в последнюю пару лет, а до этого много лет подряд было по 20 процентов и более. Но… то была откровенная показуха, в которой участвовала лишь малая часть электростанций, ЭСО и крупных потребителей, причем доля режимов “за сутки вперед” и “в течение операционных суток” в тех торгах составляла сотые доли процента. Поэтому такие показушные торги и увяли сами собой. И вот опять…

Представьте себе конкурент­ный рынок, на который вынесено менее трети объемов, а в торгах участвует лишь малая часть продавцов и покупателей. Разве это не просто ширма для тех же подковерных сделок?

В таком формате обещание дать нам возможность выбирать ЭСО - это откровенный блеф, и трудно представить, что глава Агентства по защите и развитию конкуренции всего этого не понимает. Вернее, у нас даже в мыслях нет, что он все понимает, но все равно делает…

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть