5584

Электрический шок

Текущая ситуация в электроэнергетике почти стрессовая. Но в Минэнерго пока не наблюдается ни стресса, ни плана выхода из него

Электрический шок

Не успел начаться октябрь, как по электроэнергетике Казахстана будто судорога пробежала. АО “КЕGОС”, сетевая компания и сис­темный оператор сразу, выпустило насыщенно драматический пресс-релиз: “недостаток генерации и отклонения мощности реально угрожают нарушением устойчивости, есть риск возникновения крупной системной аварии”.

Еще бы, за 9 месяцев рост потребления по сравнению с прошлым годом в итак уже дефицитной Южной зоне составил 11,8 процента, а в пока еще достаточной по мощности Северной зоне рост на 6,6 процента. При этом переток по линии ­

“Север - Юг” превышает допустимые значения. В целом по системе потребления мощности в часы пик уже превышают прошлогодние величины более чем на 1000-1500 МВт. Заметим: и в прошлом году приходилось докупать в России по 500-800 МВт пиковой мощности.

Как положено, при предельных нагрузках далеко не новые электростанции и сети начинают сыпаться все чаще: продолжительность аварийных остановок турбоагрегатов против прошлого года возросла в два раза, энергоблочного оборудования (а это самые крупные станции) - на 18 процентов. И после перечисления всех таких неприятностей КЕGОС объявляет о введении с 5 октября расписанных по региональным сетям ограничений потребления.

Следует ли из этого предзимнего сообщения, что и нас с вами где-нибудь к новогодним праздникам ждут веерные отключения? Нет, пока можно расслабиться. Ограничения вводятся только для крупных предприятий, которым полагается иметь почасовые графики потребления и которых КЕGОС может штрафовать за их невыполнение. В данном случае - за переборы. Если же ситуация станет еще напряженнее, у диспетчеров есть возможности поджимать крупняков, и на этом тоже можно держаться год-два. А веерные отключения на крайний случай. Это уже такой показатель неладов в энергетике и во всем государстве, которые наше правительство, уверяю вас, не допустит.

Что же делать?

Все возможные выходы лежат в таком коридоре: за следующие десять лет (а серьезные энергетические стройки только в такой срок и укладываются) необходимо ввести как минимум 4000 МВт новой генерации, из которых хотя бы тысяча, а лучше полторы, маневренные. И при этом, чтобы выполнить Парижские соглашения, предстоит снизить выбросы на 15 процентов. А еще хорошо бы превратить Северную и Южную энергосистемы Казахстана в общую.

Есть ли техническое решение для этой, казалось бы, нерешаемой (плюс 20 процентов выработки, минус 15 процентов выбросов) задачи? Есть, и не одно.

К примеру, строительство Балхашской АЭС решает задачу базовой мощности при сокращении выбросов, заодно соединяя Северную и Южную зоны. А достройка Капшагайской и Шульбинской ГЭС ниже расположенными Кербулакским и Булакским контррегуляторами дает почти достаточный маневренный резерв.

Но можно и по-другому. Можно заключить с РАО ЕС долгосрочный договор о закупе пиковой мощности, а с братским Узбекистаном - о закупе базовой энергии от их АЭС после ввода, а до тех пор потерпеть. Еще можно профинансировать братьев-киргизов, чтобы они построили Верхне-Нарынский каскад и достроили Камбарату в обмен на снабжение оттуда. А можно просто поднять тарифы раза в два для начала, и перебор потребления сам по себе исчезнет.

Наконец, можно извиниться перед Парижским клубом, вспомнить, что взятый за базу уровень выбросов 1990 года нашими же специалистами подсчитан не полностью, и попросить добавить. Либо просто не выполнять обязательства.

К примеру, “Самрук-Энерго” принимает все меры для восстановления уже в следующем году аварийного еще с советских времен блока №1 на Экибастузской ГРЭС-1. И это абсолютно правильно: рассчитанная на восемь блоков станция должна иметь полную мощность. Что касается парижских квот… наплевать.

А еще “Самрук-Энерго” собирается достроить-таки блок №3 на ЭГРЭС-2, и это мы, пожалуй, тоже бы поддержали. При условии стратегического определения: советские коммунисты заложили станцию на восемь блоков, но успели ввести только два. Будем достраивать все шесть или ограничимся обрубком из трех? К тому же можно обратиться к китайцам, которые далеко продвинулись в части суперзакритических параметров пара, оптимизации режимов горения и утилизации выбросов. Да, это обойдется дороже, и выбросы все равно будут, зато сможем отчитаться перед Парижем о принятии всех возможных мер.

Мысли вслух

Вариант с достройкой ЭГРЭС-2 создаст нам задел лет на десять, а для плотного соединения с Югом можно бросить вставку постоянного тока сверхвысокого напряжения. Вот только от “Самрук-Энерго” мы этого не дождемся, ниже скажем почему.

Зато “Самрук-Энерго” собирается поставить вместо все равно работающих на газе допотопных котлов и турбин Алматинской ТЭЦ-1 современные парогазовые установки - совершенно правильное решение. И то же самое на Алматинской ТЭЦ-3, да еще с маневренными возможностями - тоже правильно.

Но громче всего звучит, конечно, проект возведения на площадке Алматинской ТЭЦ-2 новой парогазовой станции с консервацией действующего корпуса на предмет возвращения в работу в случае отсутствия газа.

Не проект, а натуральная нелепица как с инженерной, так и с экономической точек зрения. Выкинуть из работы более 500 МВт электрической и 1400 Гкал/ч. тепловой мощности и держать их в резерве только для того, чтобы кому-то иметь новенькую вставку… это надо же было додуматься! Уж не оттого ли, что все три Алматинские ТЭЦ вместе с Капшагайской ГЭС и Экибастузскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2 поставлены правительством в планы приватизации?

А в целом, уважаемые читатели (включая читателей при ответственных должностях), что за дела? Что это такое творится в электроэнергетике, что в планы как неотложного, так и перспективного строительства входят объекты и технические решения совершенно правильные как ситуативно, так и стратегически, правильные ситуативно, но сомнительные стратегически, правильные с энергетических позиций, но не с позиций международных обязательств Казахстана. И тут же вопиюще неправильные с любых позиций. Но и все вместе все равно не решающие общую задачу.

Стратегический провал

А все такие дела происходят оттого, что вышеперечисленное - это планы “Самрук-Энерго”, всеми нами уважаемого и самого мощного в национальной энергосистеме холдинга, но… далеко не единственного. Никакими общеотраслевыми компетенциями и обязательствами не наделенного, зато обремененного массой собственных проблем и интересов, в частности угольных.

В принципе, это замечательно, что “Сам­рук-Энерго” не сидит на месте, а активно ищет варианты. Но это, извините, холдинг, а не национальная энергосистема, которой тоже давно пора иметь собственный стратегический план. Вернее, для утверждения отраслевого плана необходимо иметь выбор из трех-четырех наиболее реальных вариантов, проработанных лучшими специалистами и удостоверенных ответственными руководителями.

Соцсети сейчас вовсю уже ссорятся: нужна ли Казахстану АЭС или только “зеленая” энергетика... А где расчеты? Может ли Министерство энергетики показать расклад: при таком-то варианте с тарифами будет так-то, а с квотами - так-то, а выбирать предлагается вот из этого и этого? Ответ по состоянию на середину предзимнего октября мы знаем: не может. Остается спросить у недавно назначенного министра: а когда сможете?

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть