12284

Baspana market. Новый сервис недвижимости

Просмотреть объявления, выбрать квартиру своей мечты, подать заявку на ипотеку и оформить ее практически не выходя из дома, онлайн, с персональным консультантом. Уже сегодня это не фантастика, а новая реальность, которую предлагает Отбасы банк. Его IT-специалисты разработали и запустили портал Baspana мarket. Эта платформа станет единственным продуктом в стране, который позволит проводить сложные операции с недвижимостью при помощи смартфона или компьютера. О всех цифровых фишках, возможностях и безопасности диджитал-сервиса большая команда Отбасы банка рассказала на презентации.

Baspana market. Новый сервис недвижимости

О том, что такой портал необходим клиентам Отбасы банка, специалисты начали задумываться год назад. На эти мысли навела… статистика. Количество вкладчиков банка выросло до 2 миллионов человек, на рынке ипотечного кредитования Отбасы банк давно лидер. На его долю приходится 62 процента кредитов, выданных на строительство и приобретение жилья. Ежегодно этот финансовый институт выдает около 60 тысяч займов на покупку жилья. И такой объем операций, поток клиентов в отделениях банка, их поиск информации о недвижимости в итоге мотивировали к созданию Baspana мarket.

- Я недавно шутку придумал, и она стала нашим внутренним слоганом: “Мы настолько любим своих клиентов, что хотим видеть их не в своих отделениях, а общаться с ними онлайн”, - сказал заместитель председателя правления Отбасы банка Нурлан АКШАНОВ.

Шутки шутками, а ведь действительно цифровая платформа была нужна не просто для комфорта вкладчиков, но и для их безопасности. Спрос на услуги Отбасы банка всегда вызывал определенный ажиотаж в отделениях. А дополнительная вирусная нагрузка сейчас никому не нужна. Поэтому перевод практически всего функционала в онлайн - это необходимость. Baspana мarket будет включать большое количество сервисов, чтобы ими пользовалось максимальное количество вкладчиков. При помощи нового марткетплейса казахстанцы могут выбрать жилье и подать заявку на участие в госпрограммах, подобрать необходимую недвижимость на вторичном и первичном рынке, видя полную информацию об объекте и застройщике. И главное, здесь возможно оформить ипотеку онлайн. Специалисты банка долго думали, сделать эту услугу в диджитал варианте или все же выбрать технологию фиджитал (phygital). Она предусматривает помощь консультанта по видеозвонку. Изучив опыт российского банка, где работают оба метода, казахстанские эксперты пришли к выводу, что фиджитал-сервис пользуется большим спросом. Ведь цифровизация услуг в республике началась не так давно, и на этом переходном этапе пользователям нужны помощники, тем более в таком важном деле, как покупка квартиры.

- Когда человек приобретает жилье, он должен взвешенно принимать решение, потому что это то приобретение, которое делается на долгие годы вперед. И сегодня мы расскажем о том, как при помощи Baspana мarket, использования онлайн-ипотеки получить персонального консультанта, который сопроводит вас от начала до завершения сделки. Приглашаю всех, кто хочет приобрести жилье, на наш маркетплейс, - сказала председатель правления Отбасы банка Ляззат ИБРАГИМОВА на презентации проекта.

Презентацию маркетплейса решили провести наглядно. На большом экране разработчики подробно показали интерфейс портала. Сравнили, насколько удалось оптимизировать процесс получения ипотеки благодаря диджитал-сервису.

- Как это происходит сейчас? Человек должен прийти в отделение банка, проконсультироваться, получить предварительное одобрение. Потом он должен заказать оценку. Получив ее, нужно опять прийти в банк, подать заявку и получить уведомление. Потом клиент обращается к нотариусу, заключает сделку купли-продажи. Имея на руках все правоустанавливающие документы, он вновь идет в банк, сдает их для подготовки договора залога и займа и только потом приходит на выдачу и подписывает график погашения. Получается от шести до девяти визитов, - объясняет директор департамента дистанционного обслуживания Отбасы банка Арсулан ЧЕРНИЯЗОВ.

Сейчас же достаточно зайти в личный кабинет на Baspana мarket, выбрать услугу онлайн-ипотеки и сделать видеозвонок консультанту. Именно он будет сопровождать клиента на всем цифровом пути от заявки до оформления займа. Практически все процедуры автоматизированы. Из дома или офиса выйти придется всего несколько раз. Во-первых, для заказа оценки жилья. Можно выбрать любого специалиста на рынке, получить от него документ и загрузить его в личный кабинет. Быстрее и проще обратиться к оценочным компаниям, которые представлены на сайте портала. Они проведут все необходимые процедуры и занесут данные в ваш кабинет на платформе. Второй офлайн момент - заключение договора купли-продажи и регистрация залога у нотариуса. И даже эту процедуру Отбасы банку удалось перевести в онлайн-режим.

- Две недели назад стала доступна функ­ция регистрации залогов в блокчейн-технологии. Есть чем похвастать: 286 регистраций в течение двух недель сделали казахстанские семьи с помощью блокчейна. Есть удивительные кейсы, когда дочь была за границей и смогла как созаемщик участвовать в регистрации всех правоустанавливающих документов. Ее мама в это время находилась в Казахстане, - отметила Ляззат Ибрагимова.

Если воспользоваться блокчейном при регистрации залога, то в банк заемщик придет только для подписания графика погашения кредита. Протестировать на себе новую систему получения ипотеки предложила сотрудница банка Лаура ШОХБЫТОВА. Несколько лет она работала консультантом в call-центре, теперь же она видеобанкир. Кстати, если увидите ее на онлайн-консультации, знайте: Лаура дважды становилась лучшим сотрудником отделения! А еще девушка давно является вкладчиком банка. До этого они с супругом долго пытались копить в других БВУ, но не выходило, признается Лаура.

- Часто снимали деньги с депозита. А в Отбасы банке мы открыли вклад, ежемесячно вносили деньги и получали премию от государства. Деньги не трогали, иначе потеряли бы премию. Так и удалось накопить нужную сумму - 50 процентов от стоимости жилья. А когда я узнала, что Baspana мarket будут тестировать, сама предложила стать участником и оформить ипотеку онлайн. Самое интересное, что мы до этого долго искали дом, который хотели бы купить. А как только я решилась на ипотеку через портал, нужное жилье сразу нашлось. Наверное, это был знак, - признается видеобанкир Отбасы банка Лаура Шохбытова.

Подав все документы, через четыре дня Лаура получила льготный заем на шесть лет под 5 процентов годовых. Ей удалось купить долгожданный дом недалеко от Алматы. У недвижимости ее мечты есть все: и хорошая жилая площадь, и участок земли для сада, и удобное расположение относительно всей инфраструктуры. Но, как оказалось, Лаура больше рада даже не за себя, а за клиента, который первым позвонил ей для консультации по онлайн-ипотеке.

- Позвонил мужчина из Хромтау, а именно в этом городе у нас нет своего филиала. То есть до этого ему для получения займа нужно было бы постоянно ездить в Актобе. Я очень переживала за него, ведь это был наш первый клиент, который подал заявку через Baspana мarket. В итоге он смог оформить ипотеку за два дня. Представляете? Он не верил, даже перезвонил мне по видеозвонку, спрашивал: “Лаура, как такое может быть, ведь люди по две недели оформляют?” Он был в приятном шоке. Я очень рада за него, - делится Лаура Шохбытова.

Даже несмотря на то что заемщика постоянно сопровождает видеобанкир, портал сделали максимально удобным и понятным. Это одно из главных требований, ведь, по статистике, посетителями сайта банка становятся казахстанцы от 18 лет до 101 года. Кстати, можно не только обслуживаться в Baspana мarket на казахском и русском языках, но и воспользоваться услугами консультанта, который владеет сурдопереводом. IT-департамент банка проработал и вопросы безопасности сервиса. В этот сегмент входит и защита персональных данных пользователей, и проверка всех объявлений “на чистоту”.

- Чем безопасна эта платформа для застройщиков и для клиентов - тем, что не будет никаких фиктивных объявлений. Все объявления будут направляться на верификацию. Верификация будет производиться сотрудником банка, будут проверяться все документы. Мы будем защищены от фиктивных продаж, черных риелторов, - по­яснила директор департамента продаж и регионального развития Рахиля БАЛТАБАЕВА.

Свои предложения по чистоте сделок купли-продажи на портале внесли и застройщики. К примеру, представители холдинга BI-Group считают, что обезопасить покупателя и выстроить честную конкуренцию можно за счет размещения на портале рейтинга застройщиков.

- Сервис будет работать не только по готовым объектам, но и по первичке, которая только строится. И вы, кроме земли, котлована и свай, ничего не видите. Как вы можете убедиться в том, что объект будет достроен? Поэтому нужен некий рейтинг, квалификация застройщиков. И тут еще важно, что вы можете купить объект на этапе строительства с гарантией КЖК. Есть вариант, когда объект строится по разрешению акимата, и есть случаи, когда возводят жилье без разрешения вообще. Но клиент об этом не знает, и мы предлагаем это “подсвечивать”, писать о том, какие разрешения на реализацию проекта есть у застройщика, - делится руководитель по развитию финансовых технологий BI- Group Нурлан ОНГАРБАЕВ.

Специалисты Отбасы банка открыты ко всем предложениям как от своих клиентов, так и от застройщиков. Ведь именно так и создается идеальный продукт. Кстати, представителей строительных компаний на презентации было немало - около 20. Еще более 100 человек смотрели трансляцию через стрим по YouTube. Партнером Baspana мarket может стать любая казахстанская компания: крупные холдинги или небольшие строительные фирмы. Главное, чтобы они были добросовестными исполнителями.

- Они получают большой канал лидогенерации. Благодаря этой платформе их объявления увидит гораздо большее количество людей. Это два миллиона клиентской базы, и это те люди, которые уже копят на свое жилье. Портал был запущен недавно, но уже сейчас посещения составляют более 5000 ежедневно. Застройщики могут сэкономить на отделе продаж. У нас есть одна компания из Шымкента, которая не имеет своего отдела продаж, им выступает Baspana мarket, - рассказывает Рахиля Балтабаева.

И хотя маркетплейс работал в тестовом режиме, список объявлений о продаже недвижимости пополнялся новыми предложениями. Сейчас на портале размещены одиннадцать объектов. Но это дело времени, считают и разработчики Baspana мarket, и застройщики. Сервис удобен, выгоден, а значит, актуален для всех.

- Я верю в то, что это будет востребованный продукт. Есть фишки, которые очень понравились: регистрация залога по системе блокчейн и скоринг - это когда можно, не собирая документов, получить решение кредитного комитета. Эти вещи очень крутые, они здорово сокращают клиентский путь. Это по части цифровизации. А если говорить об особенностях кредитования, то такие условия, которые предлагает Отбасы банк: низкую процентную ставку и уровень одобрения, другой БВУ предложить не может, - считает Нурлан Онгарбаев.

Сделать размещение и приобретение жилья максимально мобильным и простым - вот главная цель Baspana мarket. Ведь тогда, говорят разработчики, у всех участников сервиса появится больше свободного времени, которое они смогут потратить на самое важное.

- Сегодня на презентации мы прошли путь оформления онлайн-ипотеки, это заняло 15-20 минут. Если бы это проходило в отделении банка, человек приходил бы 7-9 раз, сидел бы в очереди. Благодаря этому сервису казахстанцы экономят 9 часов своей жизни, которые они могут посвятить своей семье. Семейные ценности - в числе приоритетов Отбасы банка. Поэтому мы очень рады, что можем экономить ваше время, - отметил Нурлан Акшанов.

Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть