Следите за руками
Как видимые и невидимые руки электрорынка путем несложных манипуляций из снижения тарифов электростанций делают повышение оплаты для потребителей
На прошлой неделе СМИ радостной волной сообщили невероятную по нынешним временам информацию: тарифы на электроэнергию с 1 июля будут снижены! Но вскоре радостная весть исчезла с новостных порталов, будто ее и не было. Тем более что в наше электронное время это проще, чем в уходящий бумажно-газетный век, когда написанное пером уже не вырубишь топором.
А почему, собственно говоря, сыгран информационный отбой? Ведь Министерство энергетики своим приказом действительно снизило предельные тарифы для электростанций с 1 июля. И эта волна на понижение по цепочке пересчетов и согласований просто обязана докатиться до потребителей. Или радовать население заодно с малым и средним бизнесом даже по реальным поводам у нас запрещено? Чтобы, допустим, не привыкали.
Кстати сказать, ровно та же информационная мизансцена по тому же поводу - выходу приказа Минэнерго с понижением тарифов для электростанций - возникала два с половиной года назад. И тогда радость была кратковременной: никакого понижения тарифа с другого - потребительского - конца не случилось. А если уж совсем начистоту, то тогда дернутая с одного конца вниз тарифная цепочка отозвалась даже некоторым повышением на другом конце. И здесь, сейчас объясним почему, будет то же самое. А уж коли возник повод разбираться, давайте по порядку по всей тарифной цепочке.
Итак, в основе нашего потребительского тарифа лежит стоимость приобретения электроэнергии у ее производителей по тем самым утверждаемым Минэнерго предельным тарифам на так называемом оптовом рынке. Покупателями на оптовом уровне выступают либо крупные потребители, либо специально созданные сбытовые организации для перепродажи в розницу. А здесь уж кому как повезет. Поскольку все электростанции предлагают абсолютно одинаковый товар, но по объективно отличающимся в разы тарифам, пары продавец-покупатель составляет не невидимая рука рынка, а другая невидимая рука. Невидимая она в том смысле, что в законодательстве ни органа, уполномоченного подбирать, какая электростанция кому продает, ни процедур такого подбора никак не прописано.
Руки как бы нет, но пары как-то подбираются, и мы даже знаем как. Если вам повезло родиться простым гражданином, или субъектом малого и среднего бизнеса, или бюджетной организацией, вы будете прикреплены без права выбора к местному энергосбыту, а таким скупщикам-перепродавцам (они называются гарантирующие) энергия отпускается, что называется, по остаточному принципу. В смысле все не разобранное более родовитыми покупателями. Если по деньгам, то вот эти три категории: физические лица, юридические лица, а среди них еще и бюджетные организации - оплачивают оптовую составляющую конечного потребительского тарифа в зависимости от региона по формуле “от 8-10 тенге за 1 кВт-час или дороже”. Тогда как кое-кто может делать оптовые закупки по формуле “от 3-4 тенге или дешевле”. Заметьте, от 3-4 тенге - это по предельным тарифам. Но кто сказал, что чем-то понравившемуся покупателю тоже надо отпускать по предельной цене? Законодатель сказал лишь, что выше предельного тарифа нельзя, а ниже - пожалуйста.
А теперь, внимание, объясняем вот эти две коллизии с понижением предельных тарифов электростанций, отзывающиеся никаким не понижением, а наоборот, на потребительском конце. Первый раз это произошло с запуском с 1 января 2019 года так называемого рынка мощности. Дело важное и нужное, но пока еще только начинаемое. На рынок мощности перекинули для начала порядка 10 процентов от всех денежных объемов оптового рынка. Вот их-то и исключили из предельных тарифов. Зато с тех пор каждый покупатель оптового рынка доплачивает еще и надбавку за мощность, и пока то на то и выходит. Хотя любая реорганизация, даже с “нулевой суммой”, в конечном счете несет удорожание. Это мы много раз проходили.
Вообще же рынок мощности - это пока для поддержки штанов, так как собираемые на нем деньги идут не на новое строительство, а на доделки на действующих станциях, включая и просто расчеты по образовавшимся после девальвации 2015 года валютным долгам. Но времена, когда надбавка за мощность станет очень ощутимым дополнением тарифа, стремительно приближаются. Готовьтесь!
Теперь нынешняя радость с “нулевой суммой”, которая связана с легализацией надбавки за ВИЭ. А именно: до сих пор замечательно чистую, но убийственно дорогую солнечно-ветровую выработку покупали… традиционные электростанции, растворяя эти деньги в своих затратах и возвращая их себе от нас, потребителей, через те самые предельные тарифы. Покупали, разумеется, не добровольно, а по разнарядке - соответствующая указующая и понуждающая рука рынка, очень даже видимая, в виде расчетно-финансового центра (РФЦ) в KEGOС правительством создана.
Так вот по закону о поддержке использования ВИЭ с 1 июля надбавка за эту самую поддержку собирается с нас не спрятанной в тарифы ГРЭС, ТЭЦ и ГЭС, а непосредственным образом как еще одна составляющая покупок на оптовом рынке. Соответственно, предельные тарифы уменьшены на эту спрятанную в них надбавку. При том, что деньги за продажу солнечной-ветровой энергии будут собирать, как и собирали, с базовых электростанций, а уже они будут заряжать покупателям на оптовом рынке кроме собственного предельного тарифа и целевую надбавку на ВИЭ.
А вообще не зря говорится, что все, что ни делается, к лучшему. Поскольку закон обязывает РФЦ публиковать свои расчеты, теперь мы знаем, что тарифы, по которым базовые электростанции как условные потребители оплачивают разнарядки по ВИЭ, составляют на 2021 год 35,1 тенге за 1 кВт-час, а для электростанций поменьше и с ограничениями - 29 тенге за 1 кВт-ч. Нам же это оборачивается оптовыми надбавками 1,8 тенге, или 0,9 тенге за 1 кВт-час соответственно.
Сравните с приведенными нами базовыми тарифами оптового рынка и поймите, какое это счастье (для кое-кого) развивать “зеленую” энергетику в Казахстане!
Впрочем, мы задержались, бежим по цепочке дальше. За оптовым рынком идет KEGOС. Ему достаются примерно 3 тенге с 1 кВт-ч. За ним РЭК - региональные сетевые компании. У них тарифы от 4-5 до 5-8 тенге в зависимости от региона. Плюс некоторые счастливчики оплачивают еще и услуги местных сетей-посредников.
Наконец, сбытовая надбавка энергосбытов - тоже отдай примерно по тенге.
И самое интересное в конце. Когда региональный гарантирующий энергосбыт (на самом деле главная его гарантия - самая высокая стоимость по сравнению с прочими перепродавцами в данной области) уже оформил все контракты и определил среднюю стоимость киловатт-часа, в игру вступает еще одна невидимая, в смысле никак не прописанная в законодательстве, рука рынка - акимовская. Каждый аким по собственному разумению начинает делить стоимости электроснабжения между теми самыми тремя категориями потребителей: кому и за счет кого побольше или поменьше. В результате в Казахстане при наличии общей энергосистемы и всей массы контрольных и регулирующих инстанций насчет тарифов для одних и тех же потребителей в разных регионах творится… черт знает что!
И последнее (на этот раз, а вообще еще вернемся!). Еще в 2015 году планом нации “Сто конкретных шагов” были предусмотрены три конкретных шага в электроэнергетике: введение единого закупщика, укрупнение электросетей и реконструкция тарифа с выделением эксплуатационной и капитальной составляющих. Выполни их, и большая часть описанных… хм... недостатков уйдет в прошлое. Но пока невидимые руки на рынке электроэнергии оказываются сильнее какого-то национального плана.
Пётр СВОИК, обозреватель