Сложный путь к возрождению
О чем рассказал аким Костанайской области Архимед Мухамбетов
Глава Костанайщины видит свою миссию в возрождении экономической мощи региона. Прежде Костанай был одним из промышленных центров, в котором работали предприятия союзного значения, такие как камвольно-суконный комбинат, завод дизельных двигателей, химзавод… Эти производства давно умерли. Но вместо них появляются новые. В область пошли инвестиции, сюда с интересом приходит крупный бизнес из других стран, для того чтобы заниматься реальными делами. О том, насколько они серьезны, говорят миллиардные суммы, которые партнеры вкладывают в новые проекты. И это дает возможность акиму Мухамбетову чувствовать уверенность в работе своей команды. Во всяком случае, именно такое впечатление он произвел на брифинге в столичной Службе центральных коммуникаций (СЦК) при президенте Казахстана.
За дежурными фразами информагентств о том, что “аким Костанайской области рассказал о главных достижениях и планах региона, а также подвел итоги социально-экономического развития за текущий период 2021 года”, вырастали конкретные факты и цифры. А свобода, с которой Мухамбетов оперировал данными, отвечая на вопросы журналистов в речи без доклада, порой позволяла предположить, что в голове у него компьютер последней модели.
Экономика, безусловно, перетянула на себя интересы внимающей акиму прессы. Может, поэтому каких-то неприятных вопросов репортеры ему не задавали. Согласитесь, вряд ли можно считать таковой тему наличия госрезиденции (тем более что она есть у всех акимов его ранга) или проблему Аркалыка, испытывающего объективные трудности в связи с закрытием градообразующего предприятия-недропользователя из-за истощения запасов бокситов.
Если же вспомнить о фактических результатах работы, а также об итогах развития за столь непростой коронавирусный год, то приведенные акимом цифры говорят сами за себя.
Только с начала года костанайская промышленность дала на-гора продукции в денежном выражении на 860,4 млрд тенге. Аким и тут не преминул заметить, что “значительный рост обеспечили предприятия, реализовавшие инвестиционные проекты”. Вопросы инвестирования для него действительно самый важный фактор, определивший все направления работы. С другой стороны, это такая сфера, которая может преподнести сюрпризы в виде остановки нового производства и вынужденной работы по его реабилитации или даже банкротству. Самый яркий подобный пример - это цементный завод в Рудном, который начинался очень бодро, а сейчас впал в кому.
- Действительно, когда я вступил на должность акима в конце 2015 года, этот завод завершал строительство, - стал вспоминать Архимед Мухамбетов. - Ему была оказана господдержка в виде подведения инфраструктуры, а также выделения субсидий для погашения кредитов. Руководство завода сейчас решило провести процедуру его реабилитации. Но он не поменяет свой профиль работы, он и дальше будет выпускать цемент. Кстати, в прошлом году они выпустили 100 тысяч тонн продукции. Демонтировать или распродать этот завод по запчастям никто не позволит. А вообще, у нас сейчас строится шесть заводов. В этом году введут в строй уже два.
Да и цифры чужих денег, вложенных в костанайскую экономику, не дадут соврать. А они таковы: за последнее время в Костанай пришло инвестиций на 117 млрд тенге.
- В целом по области открыто 97 инвестпроектов на 168,6 млрд тенге, благодаря которым создано 6,5 тыс. рабочих мест, - сообщил аким. - В том числе в 2020 году 5 проектов на 11,5 млрд тенге и 400 рабочих мест.
Безусловно, главный двигатель инвестпрогресса в Костанае - это машиностроение. Аким Мухамбетов назвал эту отрасль драйвером экономического роста области.
- За отчетный период произведено продукции почти на 150 млрд тенге с ростом на 35 процентов, - продолжал сыпать цифрами, удивляя журналистов, аким. - Доля машиностроения в общем объеме обрабатывающей промышленности региона достигает 40 процентов. Сельхозагрегатов и тракторов с комбайнами выпущено почти втрое больше, чем в прошлом году, а легковых автомобилей - более чем на 43 процента.
Если же говорить в подробностях, то за всеми этими цифрами вырастут машины конкретных марок, таких как KIA и LADA.
- Кроме того, - уточнил А. Мухамбетов, - концерном JAC планируется инвестировать в развитие локализации и производства автомобилей 10 млн долларов США.
Всего же с конвейера флагмана костанайского машиностроения - компании “СарыаркаАвтопром” за истекший период сошли примерно 20 тыс. новых авто, из которых 1,6 тыс. отправлены на экспорт. В планах этого года производство 60 тыс. автомобилей, третья часть которых будет экспортирована.
- Сельское хозяйство является вторым базовым направлением экономики области, - заявил аким, впрочем, никого не удивив этой информацией, тем более что четверть населения области работает именно в этой сфере. - В 2020 году валовой сбор зерна составил 4 млн тонн при средней урожайности 10,1 ц/га.
В текущем году яровой сев составил 4,7 млн га. Но будет ли урожай - большой вопрос, аграриям мешает погода: вот уже два месяца в области нет дождей и держится очень высокая температура…
Тем не менее Костанайщина занимает первое место в стране по производству муки, второе - по сливочному маслу и молоку, третье - по производству йогуртов и макаронных изделий. По продуктовому экспорту область в 2020 году тоже стала чемпионом.
Есть и другие рекорды, о которых поведал аким Мухамбетов: на транспортную инфраструктуру в 2020 году были направлены рекордные 66 млрд тенге, что практически вдвое больше, чем в 2019-м.
- Это позволило реконструировать и отремонтировать 775 км автодорог, - объяснил глава региона. - Работами были охвачены улицы всех районов и городов нашей области. В результате доля дорог в удовлетворительном состоянии увеличилась до 75 процентов, и она будет увеличиваться.
Архимед Мухамбетов и здесь продемонстрировал ресурсы своей памяти (а учитывая, что он в свое время очень серьезно занимался шахматным спортом, удивляться этому не приходится). Он легко привел цифры, связанные с протяженностью дорог (а это тысячи километров), и сразу стало понятно, что такие объемы за два-три года не осилить при любом финансировании. Тем более что к разветвленности трасс добавляется проблема их удаленности, а также множества мелких дорог, связывающих села.
Насчет социалки в Костанайской области, по мнению акима, практически все ровно. Регион усердно работает над выполнением обязательств по вводу 449 тыс. кв. м жилья (рост почти на 20 процентов), а это 4,5 тысячи квартир.
- Подходит к завершению строительство микрорайонов “Аэропорт” и “Юбилейный”, продолжается освоение двух новых микрорайонов “Кунай” и “Береке”, завершается строительство 25 многоэтажных жилых домов по программе жилстройсбережений, - говорил аким, а в памяти его слушателей наверняка всплывали кадры новоселий, которые в далекие теперь уже времена воспринимались как обычное дело.
Ну и, конечно, учитывая самую острую проблему современности - коронавирусную угрозу, Архимед Мухамбетов доложил о степени готовности Костанайской области к новым неприятным сюрпризам от пандемии. Во-первых, сообщил он, уровень безработицы здесь так и не достиг 5 процентов. Во-вторых, отработаны схемы помощи социально уязвимым слоям. В-третьих, медслужба снабжена и новыми зданиями, и аппаратурой, и запасом медикаментов.
В общем, к исходу своего шестого года руководства регионом 49-летний аким Мухамбетов пришел с результатами, о которых не стыдно было заявить с трибуны СЦК. Впрочем, если говорить о главных результатах этой работы, то они, конечно, впереди.
Стас КИСЕЛЁВ, Костанай