4172

Безнародное IPO

Президент пообещал гражданам часть национального богатства, но правительство решило не отягощать население излишними хлопотами и переживаниями

Безнародное IPO
Фото: holanews.kz

“Следует возобновить программу “Народное IPO”, реализуя акции в первую очередь физическим лицам. Необходимо, чтобы каждый гражданин нашей страны имел возможность получить часть национального богатства” - такое поручение правительству дал президент на недавнем заседании Высшего совета по реформам. СМИ не случайно вынесли именно этот фрагмент в картинку, на которой премьер понятливо кивает головой и записывает себе в книжечку.

“Народное IPO” предоставит сотням тысяч простых казахстанцев возможность владеть акциями крупнейших предприятий, а также новый инструмент инвестирования и приумножения сбережений”, это тоже слова президента Казахстана, только десятилетней давности.

Преемственность - это хорошо, вот только если бы правительство действительно руководствовалось президентскими установками…

Пока же мы имеем следующую картину: 28 декабря прошлого года правительство утвердило план приватизации на 2021-2025 годы, в котором аббревиатура IPO (первичное размещение акций) напротив некоторых объектов присутствует, но без добавки “народное”. Хотя, надо сказать, нынешний план избавления государства от собственности обширнейший, такого размаха еще не было. В частные руки планируется передать свыше 700 компаний, а доля государства в экономике сократится до каких-то 14 процентов.

А уже в этом году 26 февраля утвержден национальный план развития страны до 2025 года, в котором буквы IPO тоже мелькают целых два раза, но относительно “розничных и институциональных инвесторов”. Насчет “Народного IPO” можно не искать. Но зато в этом плане великолепно расставлены общенациональные приоритеты. В первой тройке справедливая социальная политика, доступная и эффективная система здравоохранения и качественное образование. На четвертой позиции справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан. Тоже правильно, кому как не государству обеспечивать социальную справедливость, здоровье и образование народа. Соответственно, пятый общенациональный приоритет - новая модель государственного управления. Кто бы спорил. Под такие приоритеты и госуправление, конечно, должно стать совершенно новым.

И вот среди разбитых по пунк­там задач этого пятого приоритета под номером пять значится “эффективность квазигосударственного сектора”, где как раз и прописано “кардинальное сокращение доли государственного участия в экономике”. Причем, как ни ищи, ни словечка о том, как избавление государства от объектов электроэнергетики и ЖКХ, общественного транспорта и производства ГСМ кардинально улучшит социальное самочувствие населения и как приватизация медицинских центров и образовательных учреждений сделает медицину доступнее, а образование качественнее.

Тут два варианта. Либо авторы национального плана (АСПИР - Агентство стратегического программирования и реформ и Министерство национальной экономики) видят связь между частными электростанциями, теплосетями, НПЗ, школами и больницами и благополучием граждан Казахстана настолько для всех очевидной, что и объяснять нечего. Или, наоборот, они как раз настолько хорошо видят эту связь, что аккуратнейшим образом даже не заикаются.

Мы должны отдать должное нашему правительству: в нем сидят истинные профессионалы, отлично знающие реальное состояние денежных дел казахстанцев. Давайте и мы посмотрим на возможности народной приватизации их глазами.

Напомним, что в первую волну “Народного IPO”, объявленного в 2011 году, акции “Казмунайгаза” и других госкомпаний прикупили себе порядка 32 тысяч человек, а вовсе не сотни тысяч. Вот и сейчас мы тоже можем назвать предельную численность граждан, имеющих достаточные сверх жизненной необходимости запасы хотя бы по числу добровольных накопительных счетов в ЕНПФ. За двадцать с лишним лет их набралось 45 тысяч, это максимальная численность наших имеющих излишки соотечественников. А еще по эпопее с использованием средств ЕНПФ мы узнали и предельную численность тех, кто зарабатывает свыше порога достаточности, то есть выше способности накопить на пенсионный минимум. Их порядка 700 тысяч. Это все те, кто имеет легальную и хорошо оплачиваемую по нашим меркам работу. А теперь выяснилось, что те из них, кому уже в районе пятидесяти, смогли накопить на двухкомнатную квартиру, но вряд ли даже они потянут участие в приватизации госкомпаний. И это, что ни говори, вершина нашего среднего класса. А с другой стороны, порядка 140 тысяч домохозяйств общей численностью 860 тысяч человек вообще имеют доход ниже прожиточного минимума. А в среднем у казах­станской семьи больше половины средств уходит на пропитание - это официальная статистика.

Что в таких условиях означает приватизация, допустим, трех музыкальных (одна - хорового пения) школ в Алматы? Первое: бюджет снимает их с довольствия и даже получает какую-то денежку от покупателя. Второе: новому хозяину отнюдь не со зла придется искать музыкально одаренных детей только у состоятельных родителей. И это как-то не совсем социально справедливо.

А много ли радости автовладельцам, только что пережившим очередное повышение цен, принесет приватизация, например, Павлодарского НПЗ, кстати, за пару лет до того государством модернизированного? Или тоже практически заново отстроенного объекта РТИ (расширение транспортной инфраструктуры) Атырауского НПЗ? Бессовестность не совсем экономическое определение, но как без него обойдешься при взгляде на такой приватизационный список?!

Спросите меня, что такое нацио­нальная энергетика, я вам скажу: это ГЭС Восточного Казахстана, две Экибастузские ГРЭС и комплекс Алматинских ТЭЦ вместе с Капшагайской ГЭС. И все - на продажу! Остальное - это ТЭЦ в областных городах, изношенные и несущие головную боль местным властям.

Вообще, установка, что государству нечего делать в экономике и все надо отдать на рынок, имеет свой смысл. Экономика в таком формате действительно становится эффективнее и… как бы это помягче… компактнее. Так, в нашей внешне ориентированной модели, при иностранной собственности на экспортно-добывающие мощности и вынесенных за пределы нацио­нальной юрисдикции продажах сырья, при отсутствии национального кредита и инвестиций и плавающем курсе национальной валюты рынок социальных, образовательных и медицинских услуг “оптимизировался” бы на уровне тех самых 700 тысяч относительно платежеспособных покупателей, из которых 30-50 тысяч могли бы позволить себе услуги высшего качества: элитные школы, больницы и курорты.

Где-то полмиллиона казахстанских семей максимум, это что касается потребителей услуг такого приватизированного бизнеса. А что до возможных покупателей выставленного на продажу, то число таких семей можно прикинуть на пальцах.

Да, с бюджетом, с малым-средним бизнесом, вообще с экономикой и внешнеполитической обстановкой сейчас все сложно, и авторов плана приватизации можно понять. Тем не менее правительству (если премьер правильно записал указания президента) надо весьма серьезно пересмотреть подходы к госсобственности. А еще лучше пересмотреть наконец саму экспортно-сырьевую модель экономики.

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть