Внеплановая стратегия
Алматы получил стратегию на 30 лет, но больше 15 лет живет без генплана
Не прошло и полугода, а назначенный на пост акима южной столицы Бакытжан САГИНТАЕВ уже презентовал свою визитную карточку - стратегию “Алматы-2050”. Документ, безусловно, выдающийся, ведь не каждому руководителю дано заглянуть на 30 лет вперед. Особенно на фоне того исторического факта, что никто из предыдущих градоначальников не продержался на посту дольше хотя бы трети этого срока. А еще больше украшает стратегию ее универсальность: замените в ней название Алматы на, допустим, Берлин, Бишкек или Барнаул и перечитайте еще раз: много ли найдете мест, требующих корректировки? Она подойдет абсолютно любому городу. С ней можно путешествовать из одного акимата в другой и не нести никакой ответственности за невыполнение обещанного.
Вот только это не совсем то, что требуется от акимов. Хвала небесам, в нашем правовом и демократическом государстве кроме гарантированного права мечтать государственный служащий обязан упаковывать свое видение будущего в установленные законодательством обязанности и процедуры. Благо у нас насчет городского и территориального планирования все четко и подробно регламентировано.
Так, еще в 2001 году была принята, можно сказать, настольная конституция каждого акима - закон “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан”, по полочкам раскладывающий буквально каждый шаг этой деятельности, начиная с основы для всех конкретных строительных фундаментов - генерального плана. Такой генплан должен быть у каждого населенного пункта. Только на таком основании и возможно все дальнейшее: разработка ПДП - плана детальной планировки отдельных участков генплана, определение застройщика, изготовление проектно-сметной документации, выдача разрешения на строительство, архитектурно-строительный надзор и так далее.
А поскольку город - живой и растущий организм, законодательство четко расписывает процедуры составления, согласования и утверждения генплана тоже как непрерывный процесс. Именно генплан разрабатывается на 10-15 лет, а главный временной отрезок - пятилетка. В такие сроки он должен, будучи все время дорабатываемым, утверждаться в очередной раз. Такая процедура называется корректировкой генплана.
А пять лет, я вам скажу, очень сжатый срок, ведь для постоянной свежести общегородского плана надо успевать разрабатывать и обновлять-корректировать схемы тепло- и электроснабжения, водо- и газоснабжения, схемы транспортного сообщения, промышленности, данные по соцкультбыту, медицинским и образовательным потребностям. Огромный поток информации должны успевать собирать и обрабатывать квалифицированные профильные специалисты, и только потом еще лучшие специалисты сводят все в генеральном плане.
А для Алматы как города республиканского подчинения в каждую такую пятилетку надо еще успевать проходить непростую процедуру внешнего утверждения: сначала акимат принимает и дает свое согласие на сделанную корректировку, потом она поступает на одобрение в маслихат и уже после этого представляется на утверждение правительству.
Естественно, вся городская общественность, экспертное сообщество и гражданские активисты тоже должны найти свое место в процессе. Благо специалисты уже поработали, ответственные организации поставили свои подписи, и обсуждение вариантов можно вести на серьезной фактической базе.
А для сведения еще скажу, что помимо генеральных планов населенных пунктов полагается еще иметь комплексные схемы градостроительного планирования территорий и межрегиональные схемы территориального развития, а также генеральную схему организации территории Республики Казахстан (вот бы взглянуть на такую!).
Я вам не скажу за всю территорию, но в южной столице ровесник века - фундаментальный закон о градостроительстве, не успев появиться, сразу стал исполняться самыми досрочными темпами. Первое постановление правительства об утверждении генерального плана Алматы вышло еще в декабре 2002 года. А в апреле 2004-го, то есть не через пять лет, а через полтора года, правительственным же постановлением в него были внесены корректировки.
Вообще, те времена, если кто еще помнит, были весьма стремительными. Дополнительно был принят закон об особом статусе Алматы, и граждан стали выселять с территорий, освобождаемых для государственных нужд. Нефтяные цены были еще низкими, строительный бум - впереди, и назначаемые через суды компенсации обидно небольшими. Тогда же оказалось, что “государственные нужды” обернулись коммерческим строительством, а госслужащий Виктор ХРАПУНОВ (аким Алматы в 1997 - 2004 гг., в 2007 году на фоне скандалов с незаконным выделением земельных участков выехал на ПМЖ в Швейцарию. - Ред.), ни дня не проработавший в бизнесе, стал одним из богатейших граждан нашей страны. Но даже при этом закон работал.
То недостойное нашей памяти время - в прошлом. Как и генеральный план Алматы, с тех времен не корректировавшийся. Что, между нами говоря, превращает наш прекрасный город в повторение одного из античных чудес света - висячих садов Семирамиды. Не будь казахстанские суды столь независимыми, вполне можно было бы обратиться с исками о сносе всего с тех пор построенного, как не имеющего должного градостроительного основания.
В октябре 2010 года появилось, правда, постановление правительства “Об утверждении генерального плана пригородной зоны города Алматы” - тоже полезный документ, хотя и с творческой интерпретацией терминологии градостроительного закона. Самое бы время сопрячь эти пригороды с городским генпланом, но… не срослось. А поскольку попыток освежить пригородный генплан с тех пор не делалось, он остался библиографической редкостью. Многое из тогда в нем написанного и сейчас актуально, почитать интересно, жаль, ни исполнять, ни контролировать некому.
В самом же Алматы полувспышка произошла в 2014 году, когда президентским указом территория города была удвоена, а численность населения тем более вышла за проектировки начала века. ТОО “Алматыгипрогор-1” начало-таки разработку генплана, и весь 2015-й с переходом даже на 2016 год вокруг этого было много оживления. Вроде бы готовый генплан докладывали посетившему Алматы премьеру, и тот молча слушал. Президенту же в один из его приездов было заявлено, что у города вообще нет генплана. На что Елбасы сказал: разрабатывайте, а если для этого нужен специализированный институт - создавайте.
Чем все завершилось? С точки зрения генплана - ничем. Вот как-то так: задание - выдано, деньги - заплачены, наработки, наверное, какие-то есть, а где увидеть, кто их обсуждал, согласовывал, почему не представлено на утверждение и почему никакая из причастных инстанций этим не обеспокоена, нам неведомо. Возможно, ответ на вопрос, почему само правительство не поторопило документ на утверждение, знает тогдашний премьер и нынешний аким Бакытжан Сагинтаев, но нам и это неизвестно.
Говорят, проблема в отсутствии сейсмической карты новых районов. Ну так сделайте!
Выходит, вся байга насчет Кок жайлау, точечной застройки, включая “золотой квадрат” и перекресток проспекта Назарбаева и улицы Кабанбай батыра, планы борьбы со смогом, стоило ли убирать трамвай и когда ждать легкорельсовый транспорт - это все такая самодеятельность городских властей и гражданских активистов, ведущаяся, как в фильмах про боевых монахов, в парении над землей.
А опорой для воздушных бойцов служит сотворенная прямо в городе программа развития “Алматы-2020” 2017 года рождения. Тоже есть что почитать, а при отсутствии генплана и такой способ заменить градостроительный закон местным суррогатом сгодится. Получается, очередной аким с его стратегией не первопроходец. Но сколько так еще может продолжаться, этого не написано даже в новой стратегии “Алматы-2030”.
Пётр СВОИК, обозреватель, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА