Денег нет - теперь держитесь!
Вчера журналистам рассказали, сколько получает оператор платных автопарковок Алматы компания “А-Паркинг” и как собираются повышать стоимость стоянки.
Конечно, собрали нас для того, чтобы еще раз напомнить, что система платных парковок - одна из мер, ограничивающих движение автомобилей, что это передовые практики, мировой опыт и вообще в условиях любого крупного города - вещь незаменимая.
- Основная цель платных парковок - это заградительная мера, а не зарабатывание денег, - подчеркнул директор “А-Паркинг” Марат ПРИНБЕКОВ. - Создание комфортных условий как для автолюбителей, так и для жителей города.
Цель была понятна: мы должны рассказать горожанам, что платные парковки - это очень хорошо, опустив при этом некоторые детали, которые, впрочем, тоже давно всем известны. Я, конечно, о том, что компания “А-Паркинг” частная и деньги, которые мы отдаем за парковку, поступают туда, а не в муниципалитет города. И это, пожалуй, главная и вполне понятная причина, из-за которой платные парковки вызывают столь негативную реакцию алматинцев. Не только ведь в несознательности и незрелости автомобилистов дело, ей-богу!
Представители “А-Паркинга” в таких случаях обычно говорят: “Компания платит налоги, и внушительные. И пока мы не зашли на рынок, парковки были стихийными и оплата за них шла непонятно куда”. В этот раз о деньгах говорили особенно подробно.
- За все время проекта было израсходовано 3 миллиарда 960 миллионов тенге. Из бюджета не потрачено ни одного тиына, хотя 30 процентов доли компании принадлежит управлению городской мобильности акимата Алматы, - начал презентацию Принбеков. - С 2016 по 2019 год в бюджет перечислен 1 миллиард 700 миллионов тенге, из них 622 миллиона - это штрафы за нарушение правил парковки. С 2016 года к нам поступило 2 миллиарда 960 миллионов тенге - это выручка за проект. Я уже говорил, что наши расходы - 3 миллиарда 430 миллионов. Это то, что мы на сегодняшний день потратили. Чистая прибыль? Естественно, ноль. Мы вкладываем больше, чем получаем, и еще не дошли до точки самоокупаемости.
- А как было запланировано? - прозвучал вопрос из аудитории.
- В 2016 году - сделать тариф 500 тенге за час. На пятый год работы, когда мы достигнем точки безубыточности при наличии где-то 15 тысяч машино-мест, мы бы начали понижать тариф и к 2022 году довели его до 100 тенге.
- Где это обсуждалось? Первый раз слышу про тариф 500 тенге за час, - не поверила своим ушам.
- Это было в проекте. Но руководство города пожелало сохранить историческую цифру - 100 тенге (за час. - О. А.), которая была установлена ранее. Естественно, окупаемость проекта на долгие годы уходит (то есть была отсрочена. - О. А.).
- Но вы же понимали это изначально, если даже при 500 тенге рассчитывали, что проект начнет окупаться только на пятый год. Знали, что при тарифе в пять раз меньше неизвестно когда начнете получать прибыль. И тем не менее вы зашли на этот рынок.
- Это волевое решение… Вы видите, насколько структурно улучшилась центральная часть города. Насколько получают комфорт те, кто паркуется. Увеличивается скорость движения…
И Марат Усенович решил еще раз рассказать мне о достоинствах выстроенной компанией системы.
- Вы сказали, что это волевое решение. Чье решение? Владельцев компании или акимата? - переспросила я.
- Можно я отвечу на вопрос по поводу убытков? - подключился к нашему диалогу финансовый директор компании “А-Паркинг” Мухтар БАЗАРБАЕВ. - Финансовая модель рассчитана на десять лет, и планировалось, что точка окупаемости будет на пятый год. Потом мы выходим на ноль и начинаем закрывать накопленный убыток - сейчас это 472 миллиона тенге. Через некоторое время у нас уже будет прибыль. Что касается тарифа, сейчас он такой, и мы с ним работаем, ужимаемся по расходам, стараемся экономить на всем.
- И все-таки, чье это было решение зайти на рынок? - вернулась я к своему вопросу.
- Совместное, - ответил Принбеков и тут же перешел к следующей части презентации.
Он рассказал, как распределяются 100 тенге, которые поступают за час стоянки: 58 тенге - расходы на парковку (it-услуги, запасные части, расходные материалы), 27 тенге - налоги и обязательные платежи государству, 16 тенге - заработная плата, 10 тенге - административные расходы, 5 тенге - комиссия по приему платежей и инкассации, в результате 16 тенге - убыток.
Потом говорил о планах. В “А-Паркинге” считают, что нужно доработать и изменить правила парковок в Алматы, которые были приняты в 2011 году. С тех пор многое изменилось, но в документах это не отражено. Еще раз был поднят вопрос о “жилеточниках”, которые незаконно собирают оплату за стоянку, и автомобилистах, которые скрывают номера своих машин. Принбеков даже вспомнил “оригинальный” случай. Осенью один из водителей приклеил лист, упавший с дерева, на одну из цифр на госномере, чтобы не платить за парковку. Номер не читается - значит, и штраф не выпишут.
- Кроме этого мы еще раз будем говорить о необходимости ввести дифференцированный тариф. Платные парковки создаются для того, чтобы на них постоянно было свободное место. При заполняемости 80 процентов и выше должен увеличиваться тариф - это мировая практика, - заявил директор “А-Паркинга”. - Я думаю, что в следующем году будет меняться оплата: в местах заполнения она станет выше - пошагово, возможно, на 50 тенге. В районах, где пустых мест больше половины, тариф, наоборот, будет снижаться со 100 до 50 тенге. Почему именно 50 тенге? Если мы увеличим оплату парковки, например, на 20 тенге, это вызовет еще больше нареканий. Где люди будут искать такие монеты? И нам придется технически перевооружать паркоматы, чтобы они их распознавали.
Впрочем, о дифтарифах говорят уже не первый раз, но, как оказалось, и сейчас вопрос еще не решен. И размер тарифа, и вообще то, будет ли он утвержден акиматом.
Сейчас в Алматы платные парковки рассчитаны на 11 тысяч машино-мест. Это, кстати, всего 15 процентов от тех, что, в принципе, планировал сделать акимат. В этом году их будут постепенно расширять. Например, если есть платный паркинг на пересечении ул. Гоголя и пр. Сейфуллина, то вскоре он может появиться на соседнем перекрестке. И так же в других районах города. За одну смену (длится она с 8.00 до 19.00) специальные машины “А-Паркинга”, которые курсируют по городу, фиксируют порядка 50 тысяч машин. Каждый день в департамент полиции передают около тысячи фактов нарушения правил оплаты парковки (штраф выписывают примерно в 80-85 процентах случаев).
В конце нашей встречи я задала вопрос о прибыли, на которую рассчитывают в компании, как мне несколько раз повторили, “с долгосрочной финансовой моделью” и которая, как утверждают, сейчас работает в убыток.
- Наш целевой показатель - 10-15 процентов чистой прибыли от общей суммы выручки за десять лет, - пояснил Мухтар Базарбаев.
- Но я не могу сказать, какой именно будет эта сумма. Она зависит от различных факторов...
Хотя бы приблизительную цифру финансовый директор в итоге так и не назвал. Приклеил “осенний листочек” к “номеру” родной компании.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы