3710

Эх, заживём!

Казахстан будет компенсировать своим предпринимателям-экспортерам серьезные расходы, связанные с завоеванием внешних рынков

Эх, заживём!

Министерство торговли и интеграции (МТИ) информирует широкую предпринимательскую общественность о том, что продолжается прием заявок на возмещение части затрат по продвижению экспорта тем, кто решит всерьез заняться поставкой товаров на внешние рынки. Государство готово взять на себя расходы по следующим статьям: реклама за рубежом; участие в выставках, ярмарках, фестивалях; издание специализированного каталога для распространения; содержание филиалов, представительств, торговых площадей и склада за рубежом; регистрация бренда, торгового знака; сертификация товаров; доставка железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским транспортом.

В октябре внесены существенные изменения в части увеличения возмещения затрат и упрощения требований к пакету документов. Возмещение могут получить предприятия, производящие отечественные обработанные товары, либо их дочерние компании. Прием заявок осуществляется… и далее: адрес, эл. почта, телефоны - все, как положено.

“Эй, вы, там, наверху! - могут воскликнуть возмущенные читатели. - Это либо способ вытаскивания денег из бюджета, либо оплата государственными деньгами демпинга на внешних рынках в ущерб внутреннему. Вы что такое творите?!”

Впрочем, любой экономист-международник вам снисходительно объяснит, что такова распространенная во всем мире практика, эдакий джентльменский набор по обходу правил ВТО, запрещающих прямой протекционизм. Как, например, и утильсбор на авто и сельхозтехнику, поощряющий собственных и отдавливающий чужих производителей.

И тут же, понизив голос до шепота, скажет на ушко: вы бы лучше возмутились возвратом НДС экспортерам. Такая госдотация обходится примерно в 600 млрд тенге ежегодно, тогда как на все здравоохранение в республиканском бюджете на 2019 год выделено даже меньше - 576 млрд. Да за такие деньги можно весь земной шар обклеить рекламой наших товаров! Хотя никаких плакатов “покупайте казахскую нефть, алюминий или цинк с ураном!” ни в Европе, ни в Китае видеть не приходилось - их и так берут с удовольствием.

Но чем зря посягать на неприкосновенное, давайте разберемся в принципе: а зачем государству так уж поощрять экспорт? Почему производимое в стране нельзя продать соседу или в ближайший аул, а непременно надо отправить за границу? Ответ: потому что глобальное разделение труда. Производим в основном то, что не потреб­ляем, а потребляем в основном то, что не производим. Выход из такого положения подсказал еще кот Матроскин: чтобы купить что-то нужное, надо продать что-нибудь ненужное. И да, похоже, что нефть, черные и цветные металлы нам действительно не нужны: использование их внутри страны составляет незначительные проценты от того, что выкачивается и выкапывается из земных недр на вывоз. Ну как-то не выстраивается у нас такая производственная традиция. А к кому обращать адресованный наверх вопрос: “почему и доколе?” - даже и не знаю.

Поэтому давайте опять отвлечемся на теорию. Некогда экономика базировалась на территориях: народ пахал землю или кочевал со стадами, правители собирали дань, поэтому сутью государства были границы, в сражениях за которые и сформировалась вся человеческая история. От тех времен у нас в крови генетический код: чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей клочка не отдадим! Хотя сейчас это вроде аппендикса: в нормальной жизнедеятельности не участвует, а при обострении самое надежное - отрезать. В XXI веке не столько важно, чей на этом пространстве пограничный столб, сколько то, чья экономика здесь зарабатывает. Смысл же государства при сохранении рудиментарной обязанности беречь территорию все более перетекает в продвижение собственных производителей в чужих юрисдикциях и охрану собственной от слишком уж агрессивных не своих. И при всем при этом обеспечение своего населения полным и качественным набором товаров и услуг.

Это в идеале, а вот фактическое расположение данного государства в рейтинге качества жизни граждан и есть определяющая характеристика качества самого государства. Продаем что бог послал, и дешево, покупаем что человек сделал, и дорого - вот этим и определяется наше место.

Но не будем о грустном: о том, что у половины семей в Казахстане половина бюджета уходит на питание, и это - повальная бедность. Или что народ с пугающей самих банкиров скоростью залезает в кредиты. Давайте посмотрим глазами Министерства торговли и интеграции, в каких государствах зарабатываем мы, а какие - у нас.

Не знаю, составляли ли в МТИ такую наглядную табличку для своего министра, но так и хочется воскликнуть: эй, вы, там, что будем делать с катастрофической дырой в евразийской торговле?!

Ущерб на три сотни миллионов долларов в год от родины мировой валюты еще как-нибудь стерпим, но вот дыру более чем в восемь миллиардов, из которых 7,9 млрд долларов уходит в Россию, собираемся ли закрывать и как?

Кое-какие то ли ответы, то ли жалобы мы от министерства слышим: не так давно вице-министр Жанель КУШУКОВА посетовала, что применяемые во взаимной торговле барьеры не дают в полной мере ощутить выгоды от евразийской интеграции. Казахстанские производители в некоторых регионах сталкиваются с негласными ограничениями и запретами на российских прилавках. Это касается в основном молочной, пищевой, овощной продукции. Основной целью функционирования ЕАЭС, по словам вице-министра, является обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Достижение такой цели одномоментно невозможно - таков вывод, а значит, только и остается что ждать и терпеть.

Но кто сказал, что, когда дождемся той самой полной свободы, дыра не станет только шире и глубже?

Какое-то очень странное у нас министерство: если на 5,3 млрд долларов нашего экспорта в Россию приходится 13,2 млрд долларов российских поставок в Казахстан, при чем тут придирки на отдельных прилавках?

Если у российского Минторга своя компетенция, а у казахского - своя, наивно обижаться, что чиновники чужой страны как-то не так смотрят на наших купцов. Решайте вопрос по-крупному, а поскольку вы еще и Министерство интеграции, скажите вразумительно: с кем?

Может быть, не с Евразийским, а с Европейским союзом, нашей торговой палочкой-выручалочкой? Давайте тогда быстренько объявим евроинтеграцию, выйдем из ЕАЭС, узаконим однополые браки, начнем переманивать беженцев из Африки и даже покажем справку из Кремля: там не возражают, чтобы Казахстан для ЕС стал как Калининград для РФ.

Но, боюсь, европейцы все равно скажут: за нефть-металлы мерси-данке, но вы сами нам зачем? Тратить брюссельский бюджет на ваш “КазАгро” и поддержку многодетных - так у нас для этого и свои поляки с румынами имеются.

Можно попроситься в Корею, лишь бы не перепутать, в какую. А еще лучше в Японию: у нас в торговле с ней ровно миллиард в плюсе, пообещаем, что уж мы-то наши Курилы у России востребуем!

Для Китая или Турции тоже можно что-нибудь приятное придумать…

Кстати, у наших соседей - Кыргызстана с Узбекистаном - нет министерств по интеграции, и государство не оплачивает офисы и склады своим предпринимателям на нашей территории. Но, как ни странно, узбекские и киргизские товары в Казахстане присутствуют. На алматинской барахолке даже базарчик киргизский существует. Без всякой демпинговой поддержки.

А если серьезно, вопрос Минторгу: вы в теме, каков торговый баланс Павлодарской и Карагандинской областей, кто в плюсе, а кто в минусе и как это сказывается на курсе их валют? Не изучали такой вопрос? Правильно, потому что такого вопроса нет. Как и в России нет вопроса, насколько прибыльно или убыточно Краснодар торгует с Красноярском.

Государство, уважаемые, там, наверху, обязано не выпускать из рук все то, что помогает экономике развиваться, а гражданам - богатеть. Если же вы крепко вцепились в то, что разделяет и копит проблемы, то на кого работаете?

Пётр СВОИК, обозреватель, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть