4011

Энергия без будущего

Почему в Казахстане в альтернативную энергетику иностранные и отечественные инвесторы выстраиваются в очередь и чем это грозит местным потребителям

Энергия без будущего

После EXPO-2017 в нашей стране наблюдается бум в солнечной и ветровой энергетике. Мы, как говорится, строим, расширяем и наращиваем, тогда как в остальном мире взгляды на альтернативные источники энергии подвергаются критическому переосмыслению.

Самый громкий пример - США. Штаты официально объявили о выходе из Парижского соглашения по климату. Это чуть ли не переворачивающее всю мировую энергетику, вместе с борьбой против глобального потепления известие! Хотя от американского президента Дональда ТРАМПА, поднявшего знамя национально-освободительной борьбы против глобализации, другого ожидать и не стоило.

Впрочем, посмотрим чисто практически: да, именно Соединенные Штаты с громадным отрывом лидируют по выбросам углекислого газа в атмосферу, у них большая часть электроэнергетики угольная. И говорить о том, что возрастающее электропотребление можно будет покрывать за счет какой-то иной выработки, элементарно не приходится. Особенно после притормаживания развития атомной энергетики вследствие “американского Чернобыля” - аварии на АЭС “Три-Майл-Айленд”.

Иное дело - Германия, вложившая громаднейшие средства в ветровую и солнечную энергетику и демонстрирующая всему миру “зеленую” витрину: уже более 40 процентов установленных мощностей - от возобновляемых источников. А в особо удачные солнечно-ветреные дни, да еще если в выходные, трубы электростанций вообще не чадят: работают только солнечные батареи и ветропарки.

Нам, само собой, идти в сторону прогресса, особенно после образцово проведенной EXPO-2017 “Энергия будущего”. А для посрамления скептиков сообщим, что из искры возгорелось пламя: выставка давно закончилась, а ее девиз мощно шествует по стране.

Вот данные по состоянию на первое полугодие 2019 года. За несколько лет подготовки к EXPO в ходе ее и далее по набранному темпу было введено 734 “зеленых” мощностей, и это уже 3,5 процента от всей (21 ГВт) установленной мощности казахстанской энергосистемы. Для интересующихся подробностями: более всего солнечных мощностей - 300 МВт, на втором месте ветровые - 232 МВт, вклад малых ГЭС - 200 МВт, и есть даже биогазовая генерация - 1,4 МВт.

Выработка за то же полугодие - 1,77 процента, в два раза, правда, ниже доли собственно мощностей, но это понятно: вечерами, в период наибольшего электропотребления, солнце не светит, да и ветер дует не всегда в такт спадам и набросам нагрузок в энергосистеме.

А насчет из искры - пламя, как вы думаете, сколько новых солнечных и ветровых электростанций нам светит получить в ближайшее время? Пожалуйста: на аукционах 2018 года распределено… 1000 МВт - в полтора раза больше, чем при всех усилиях и вложениях (весьма, как мы понимаем, немалых) за все годы до EXPO. А по торгам 2019 года ожидается еще порядка 250 МВт.

Даже удивительно: если правительство как рыба об лед бьется в поисках иностранных инвесторов в несырьевые секторы экономики, то из желающих вложиться в самое прогрессивное в мире энергетическое направление именно в Казахстане выстроилась натуральная очередь. Участие в аукционах приняли 138 компаний. Кроме наших, это Россия, Китай, Турция, Франция, Болгария, ОАЭ, Италия, Нидерланды, Германия, Малайзия, Испания.

Почему даже мои бывшие соратники по оппозиции Булат АБИЛОВ и Ораз ЖАНДОСОВ запустили недавно солнечную электростанцию под Капшагаем? Ничего личного, чисто экономика.

Конкурсы проводятся под гарантируемые закупочные тарифы, а они для солнечной и ветровой выработки начинаются от 22-24 тенге за 1 кВт-ч. На последних аукционах планка на ветровую генерацию опущена чуть ниже 20 тенге, на солнечную - до 17 тенге, на малых ГЭС - до 15 тенге и на биоЭС - до 32 тенге/кВт-ч. Запомним уровень.

Теперь сравним с традиционной генерацией - по отчету за то же полугодие 2019 года. Если просуммировать выработку самых крупных электростанций, получим более половины (51 процент) со средним предельным тарифом 4,8 тенге/кВт-ч, другая же половина - это 6-7 тенге по средней отпускной цене.

Важное примечание. Не удивляйтесь низким значениям. Здесь все без НДС и сетевых тарифов, а также без устройства так называемого оптового рынка электроэнергии, на котором 78 процентов (по тому же полугодию) распределено взакрытую, оттого и наши с вами потребительские тарифы в два и более раза выше среднего уровня, но это отдельный разговор.

Так вот, отдачей для инвесторов в альтернативную генерацию является закупочная цена в четыре-пять раз выше той, что получают обычные электростанции. Заманчивый бизнес?

Причем самая замануха - долгосрочность: цены законтрактованы до… 2040 года.

А кто столь мощно стимулирует инвесторов, откуда деньги для возврата инвестиций и потом еще на 20 лет вперед как минимум извлечения сверхприбыли? Вкладывается правительство, как в Германии?

Нет, наша схема изящнее: альтернативную энергию обязывают покупать … угольные электростанции, а уже они продают нам.

Итого умножаем нынешние 1,77 процента выработки на 4-5-кратную стоимость, получаем 7-9 процентов общего удорожания генерации, что правительство сейчас нам и готовит. А уже распределенные на аукционах мегаватты - это повышение альтернативной выработки где-то до 5 процентов в ближайшую пару лет - будем иметь как минимум еще 20 процентов надбавки на тариф. И я вас поздравляю: это уже данность на два десятилетия.

Заметьте, мы - население - и малый и средний бизнес (крупные потребители на непрозрачном оптовом рынке от экологической надбавки увернутся) будем платить не за то, что на базовых электростанциях что-то будет отремонтировано, добавлено по мощности - чисто за то, что в отчетах появятся замечательные экологические показатели, а в казахстанской энергосистеме - источники отсоса длинной прибыли.

В конечном же счете спонсорами “зеленой” энергетики являемся мы, казахстанцы, а наши щедрые пожертвования идут производителям китайских кремниевых панелей и голландских ветряков.

Кстати, насчет Германии. Чем увенчивается ее фантастический прорыв в “зеленую” энергетику? Тем, что вопреки давлению США завершается строительство “Северного потока-2”. Суть в том, что чем больше в энергосистеме альтернативной генерации, тем выше необходимость в наличии дублирующих мощностей, а среди них особенно маневренных. Технологии есть, пожалуйста, газотурбинные установки тоже недешевые, кстати. Поэтому только недорогой газ из России спасет германскую энергетику.

А что до нас, то при пока еще достаточном запасе мощностей вообще в маневренных уже дефицит, и по мере набора альтернативной генерации он будет только расти. Причем как раз дублирующие затраты могут оказаться еще больше, чем на собственно солнечную-ветровую энергию, и тоже лягут на наш 1 кВт-ч.

Надеюсь, не сильно удивлю, если скажу, что теория потепления и “зеленая” энергетика вместе с девочкой Гретой во многом обусловлены борьбой за газовый рынок Европы, финальную стадию которой на показательном во всех смыслах примере Германии мы и наблюдаем. Надо бы понять урок.

А пока задание на дом. Дано: по прогнозным балансам, на горизонте семи лет предстоит ввести 7 ГВт новых мощностей (для справки: это больше, чем на двух крупнейших ЭГРЭС-1 и Аксуской ГРЭС вместе). Требуется подсчитать стоимость 1 кВт-ч при покрытии этой нагрузки солнцем-ветром. А то мой калькулятор на этом ломается.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть