4396

Грядущий мировой финансовый кризис: актуальность непопулярных мер

Снижение темпов роста, напряженность между лидирующими экономиками мира и возможные многомиллиард­ные потери ВВП предрекают аналитики. Прогнозируемый глобальный кризис системы в 2020-м может вызвать более жесткие последствия, чем прецедент 2008 года.

Грядущий мировой финансовый кризис: актуальность непопулярных мер

Несмотря на то что американские и европейские финансовые индексы находятся на исторических высотах, руководитель Международного валютного фонда Кристалина ГЕОР­ГИЕВА предостерегает: грядет новый экономический кризис, и он может ударить сильнее, чем коллапс 2008 года.

По оценкам МВФ, к концу 2019 года мировой ВВП потеряет 0,8 процента, или 700 миллиардов долларов. Это послужит причиной снижения темпов роста экономики в подавляющем большинстве стран мира до минимального значения за десятилетие. Подобная участь обойдет лишь 10 процентов стран.

Также недавние заявления Всемирного банка прогнозируют падение по темпам роста мировой торговли в этом году с 2,6 до 1,5 процента.

Сейчас мировая экономика основывается на долговых отношениях. Для поддержания состояния экономики в стабильном положении система берет за основу принцип усиленного увеличения общего объема долгов при умеренном росте глобальной экономики в целом.

Показатели 2019 года также характеризуются рекордным объемом мирового долга, достигшего почти 250 триллионов долларов, что в три раза больше глобального ВВП.

Большой риск несут займы нефинансовых компаний, которым банки выдают крупные объемы средств. При возникновении кризиса, не получая деньги от компаний на выходе, финансовые организации терпят убытки. По этой причине банки второго уровня требуют особой поддержки в кризисный период.

После глобального экономического кризиса 2008 года большинство правительств и центральных банков стран мира изменили подходы к решению вопроса проблемных кредитов. Были разработаны меры по минимизации последствий финансового кризиса, из которых одним из наиболее эффективных в мировой практике посткризисного менеджмента является активизация компаний по управлению проблемными активами с государственным участием.

Профессиональные компании, выкупающие стрессовый порт­фель и управляющие им, функцио­нируют во многих странах мира, в том числе в таких развитых странах, как США, Испания, Швеция. При этом значительная часть таких компаний находится в собственности государства.

В отличие от коммерческих банков государственные компании по управлению проблемными активами нацелены на оздоровление экономики. В задачи подобных организаций входят стабилизация финансовой системы, создание условий для реструктуризации активов и их вовлечения в экономику.

Создание компаний остается одним из наиболее эффективных механизмов снижения уровня токсичных активов системы. Согласно утверждению экспертов Всемирного банка, для обеспечения их успешной деятельности необходима готовность признания государством убытков создаваемой организации.

В мировой практике уровень возвратности средств, вложенных в выкуп проблемных активов, невысокий. К примеру, возвратность средств турецкого фонда SDIF составила 16 процентов, индонезийского агентства IBRA - 22 процента, а ирландской NAMA - 33 процента.

Подходы к минимизированию расходов на последствия посткризисных явлений могут принципиально отличаться.

Для части стран приоритетом являлось оздоровление банков, а управление активами имело второстепенное значение. В этой связи прием активов у банков осуществлялся по их номинальной стоимости, а уровень взыскания задолженности оставался на низком уровне.

Подход, нацеленный на максимизацию возвратности средств, на практике не всегда показывает высокую результативность. Он напрямую зависит от выкупленных проблемных активов и выработки комплексной стратегии управления и повышения их стоимости.

Так, Национальное агентство по управлению активами Ирландии при определении покупной стоимости ряда выкупаемых у банков активов основывалось на концепции долгосрочной экономической стоимости. Однако по комплексу различных причин агентство было вынуждено списать убытки на сумму порядка 4,5 миллиарда евро.

Анализируя международный опыт работы нацкомпаний по управлению стрессовыми активами, необходимо признать, что метода единовременного эффективного оздоровления банков для поддержки стабильности экономики и обеспечения достаточной возвратности средств, выделяемых государством, нет. Создание подобных организаций направлено на устранение последствий финансовых кризисов, а не на извлечение прибыли.

Высокий уровень неработающих займов, которые сохранились в портфеле отечественных банков на протяжении нескольких лет, привел к созданию в 2012 году Фонда проблемных кредитов. В число его главных задач входит содействие в оздоровлении банковского сектора, которое достигается путем "очистки" балансов БВУ от токсичных активов.

За последние годы правительством через Фонд проблемных кредитов были реализованы три крупные сделки, направленные на оздоровление системно значимых банков. В 2017-м фонд приобрел активы АО “БТА Банк” на сумму 2,6 триллиона тенге в целях оздоровления Казкоммерцбанка. Причина заключалась в том, что сумма прав требований по отношению к БТА составляла больше половины ссудного портфеля Казкоммерц­банка (59 процентов). Оздоровление банка способствовало его дальнейшему приобретению Народным банком Казахстана.

В 2018 и 2019 годах фонд осуществил выкуп двух пулов сельскохозяйственных активов Цеснабанка на общую сумму 1 трлн тенге. Впоследствии в капитал банка был привлечен новый инвестор, банк был переименован в АО First Heartland Jýsan Bank.

Необходимо признать, что реализация данных сделок позволила избежать снижения роста кредитования, повысить уровень доверия населения к банковской системе. В случае возникновения неплатежеспособности этих банков крупные убытки сверх акционерного капитала были бы понесены за счет депозиторов, кредиторов и государства. Системно значимые банки осуществляют подавляющую долю платежей в платежной системе страны. Реализация рисков и не­исполнение платежных поручений или приостановление выплат по обязательствам банков могли привести к возникновению экономической и социальной нестабильности.

Согласно исследованию аналитиков Standard&Poors, работа фонда по управлению стрессовыми активами имеет большое значение.

При возникновении необходимости устранения последствий прогнозируемого МВФ кризиса, а также сохраняющегося значительного объема неработающих займов в банковском секторе страны функционирование специализированной организации станет особенно актуальным.

Аида ЖУРГЕНБЕКОВА, автор иллюстрации Альфия СИМАКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть