2937

Шанс на интеграцию

Самый разорительный торговый баланс у Казахстана с Россией. И что будем делать?

Шанс на интеграцию

Руководство Минфина рассказало о работе по выведению бизнеса из тени, а недавно созданное Министерство торговли и интеграции (оцените название!) объявило об актуализации национальной экспортной стратегии. Давайте соединим эти две новости в одном нашем обзоре.

Осветление теневой экономики опирается на цифровизацию налогового администрирования и вытеснение наличных оборотов безналичными. Расширяется сквозная маркировка товаров, включая общий рынок ЕАЭС. Так, в прошлом году был реализован пилотный проект по (любители животных, отвернитесь) меховым изделиям, и это принесло увеличение доходов в полтора раза. А в этом году идет “пилот” по (выпивохи и курильщики, или бросайте, или ищите более оплачиваемую работу) алкогольной и табачной продукции.

Ширится внедрение электронных счетов-фактур, а самая, пожалуй, ощутимая для нас, покупателей, новость - это не просто повсеместное использование кассовых аппаратов, но и внедрение онлайн-ККМ (контрольно-кассовые машины). И в этом плане нынешний год является ключевым и переходным - поквартально на онлайн-ККМ переводятся 633 вида деятельности, что в итоге будет означать полный переход. Налоговикам теперь необязательно ждать сроков предоставления налоговой отчетности, так как у них по­явилась возможность сверять на постоянной основе объемы выручки и декларируемый доход.

Меня в этой обнадеживающей всех поклонников бюджета информации от комитета госдоходов впечатлила такая приведенная его председателем Маратом СУЛТАНГАЗИЕВЫМ цифра: уже сегодня они имеют сведения по трем миллиардам выбитых чеков. Представляете, сколько умелых рук и светлых голов должно быть у фискалов, чтобы на постоянной основе все эти три миллиарда данных сверять и сопоставлять! Вот где остро необходим прорыв Казах­стана в искусственный интеллект, неуязвимый для коррупции и способный считать-сопоставлять чеки 24 часа в сутки…

Но давайте верить во все хорошее: сборщики налогов всего добьются и все наладят. Что тогда останется?

Тогда в зоне, совсем не отслеживаемой или лишь символически отслеживаемой фискалами, останется намного больше половины … нет, не всей экономики, но намного больше половины трудоспособных казахстанцев.

О чем речь? О том, что, по данным комитета по статистике, в экономике у нас задействовано около 8,7 млн человек, тогда как штатная (то есть как раз охваченная статистическим и налоговым учетом) численность всех наемных работников у нас в стране 3,6 млн человек. Конечно, есть у нас и те, кто не нанимается, а сам предоставляет работу, и другие граждане, легально зарабатывающие на жизнь не через договоры найма, но их все же не 8,7 - 3,6 = 5,1 млн человек, а сильно меньше.

Такие официальные данные легко сопоставить и без онлайн-ККМ, вывод же тяжелый: в экспортно-сырьевую модель больше трудового народа просто не вписывается.

Вы скажете, так ведь есть еще ИП - индивидуальные предприниматели, работающие по патенту. И они, пусть почти символически, тоже помогают бюджету: небольшие 2% от ими же обозначенного предполагаемого дохода в торговле и только 1% - в других видах деятельности. Плюс, как полагается, 10% пенсионные взносы и 3,5% - соцотчисления. И таких ИП у нас действительно немало: зарегистрированных более миллиона ста тысяч, а действующих (то есть действительно что-то платящих) - чуть менее 900 тысяч.

Но давайте будем откровенны - современная экономика не для кустарей-одиночек. И придумка с ИП на самом деле - это такой суррогат, заплатка, чуть-чуть прикрывающая зияющую дыру структурной безработицы в нашей “вывозной” экономической модели.

Статистика, кстати, это подтверждает: в действительно серьезных отраслях, горнодобывающей например, ИП - только 0,01% от общего количества, в электроснабжении - 0,03%. Где ИП плодятся, так это в торговле и автосервисе - по 40% от числа действующих и (святое дело!) операции с недвижимостью - 8%. Хотя торговцы-лотошники по дворам не ходят, а самая захудалая СТО тоже имеет какой-то штат, а не слесаря-одиночку. Все это, извините, для отвода глаз.

Отсюда и разгромные, по сути, итоги накопительной пенсионной системы и очень сомнительные перспективы медицинского страхования - охватить на самом деле удается не более половины населения.

Что характерно, в АПК тоже немало ИП (14% от зарегистрированных), и это тоже, можно сказать, от сельской безнадеги. Посмотрим на суть аграрной проблемы (особенно в свете возможного обсуждения на Нацсовете общественного доверия вопроса продажи сельхозземель): и с экономической, и с социальной точек зрения агропроизводство в Казахстане требует больших объемов - площадей, поголовья и трудовых коллективов.

Почему, например, провалены планы экспорта мяса? Среди других причин главная - недостаток кормовой базы, создание которой в мелкофермерских масштабах просто нереально. Между тем ­обещатели 60 тысяч тонн мясного экспорта к 2016 году и 180 тонн уже в этом году пытались и пытаются не привести сельскую раздробленность в соответствие со своими грандиозными (и щедро субсидируемыми из бюджета) планами, а приспособить систему госдотаций к мелкому фермерству.

Казахстану же нужна, прямо скажем, новая коллективизация. Только тогда отпадут вопросы и с занятостью, и с продажей земли иностранцам.

И как хотите понимайте, но Казахстану нужна и новая индустриализация. Без этого в городах нам не обеспечить ни настоящей занятости, ни полновесного наполнения бюджета для решения назревших социальных проблем.

И вот отсюда как раз и перейдем к национальной экспортной стратегии. Задаю вопрос: с какой страной у Казахстана наиболее невыгодное для нас, морально обидное и фактически разорительное соотношение экспорта и импорта? С братской Россией!

В прошлом году, например, мы экспортировали туда товаров-услуг на 5,2 млрд долларов, а оттуда импортировали на $12,4 млрд. Сальдо в очередной раз минус $7,2 млрд. Отсюда, кстати, и давление на тенге, ведущее к проскальзыванию курсовой стоимости уже и относительно рубля - от традиционного соотношения 1:5 к 1:6. Что опять-таки ведет к удорожанию (при нашей-то открытой границе!) широкого российского товаропотока, общему повышению цен и дополнительному ухудшению наших товароотношений.

Вот вам и задача для Минторг­интеграции: продолжать такую катастрофически убыточную торговлю, начинать торговую войну, как США с Китаем, или все же … интегрироваться?

В самом деле, если у кого-то есть надежды атаковать дешевым и качественным несырьевым казахстанским товаром рынки Европы, США, Китая или хотя бы Монголии, оставьте эти химеры. А вот выправлять наш торговый баланс именно с Россией, создавать рабочие места, совместную агро- и промышленную индустрию, на это шанс остается. Особенно если самим не выжидать и упираться, а проявить инициативу.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть