3174

Обоюдоострый меч Фемиды

В середине июля мы опубликовали материал, посвященный непростой ситуации, сложившейся вокруг участка железнодорожных подъездных путей, расположенных вблизи Алматы. Участок пути между станцией Жетысу и Алматинской ТЭЦ-3 оказался предметом спора между ТОО “Транспортный логистический центр - ТЛЦ” и АО “Центр транспортного сервиса” (см. “Тупик для Фемиды”, “Время” от 18.7.2019 г.). В сегодняшнем номере ситуацию комментирует вице-президент АО “Центр транспортного сервиса” Илья МИХАЛКИН.

Обоюдоострый меч Фемиды

- Акционерное общество “Центр транспортного сервиса” (АО “ЦТС”) является одним из крупных балансодержателей подъездных путей Республики Казахстан, - объясняет вице-президент компании. - Чтобы вам было понятно, к железнодорожным подъездным путям относятся пути, предназначенные для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений. Они связаны с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей. Подъездной путь представляет собой железнодорожный комплекс, состоящий из путевого хозяйства, складских устройств, погрузочно-разгрузочных механизмов, приборов для взвешивания подвижного состава, дозировочных устройств, устройств сигнализации и связи, то есть всего, что связано с погрузкой, выгрузкой и маневровой работой. Подъездные пути на железной дороге играют большую роль: на них начинается и завершается процесс перевозки, а также выполняется основная часть грузовых операций (до 90% погрузки и 77% выгрузки).

АО “ЦТС” несет значительную социальную нагрузку, сохраняя рабочие места, выплачивая налоговые и пенсионные платежи, обеспечивая соблюдение требований охраны труда и производственной безопасности, придерживаясь практики высокой социальной ответственности и этики бизнеса. АО “ЦТС” и другие компании отрасли осуществляют за счет средств учредителей инвестиционные вложения на ремонт и обновление инфраструктуры транспортного комплекса страны. В отдельных случаях в пользу государства в ущерб коммерческим интересам обеспечивается пропуск грузов социального назначения (уголь, зерно и т.п.).

- Можете рассказать подробнее, Илья Станиславович, кому сейчас принадлежит АО “Центр транспортного сервиса”, кто стоит за вашей компанией?

- Ранее АО “ЦТС” являлось дочерней организацией АО “НК “КТЖ” на баланс которого были переданы подъездные пути в масштабе страны. В 2015 году в рамках процесса реструктуризации активов, трансформации бизнеса, приватизации и сокращения госучастия в рыночной среде акции АО “ЦТС” на открытых электронных торгах комитета по государственному имуществу и приватизации Минфина были реализованы частным инвесторам.

Следует отметить, что степень износа и старения основных фондов транспортного комплекса подъездных путей в стране превышает 90%. Некоторые линии могут нести опасность для перевозок, ведь часть из них разобрана или похищена, другая давно не эксплуатируется. Отрасль имеет целый комплекс нерешенных проблем: использование технически и морально устаревших моделей подвижного состава, путевой техники, изношенные конструкции путей, применение устаревших технологий ремонта. Кардинальное обновление инфраструктуры требует немалых расходов. Часть путей и вовсе не имела до конца оформленные и зарегистрированные документы по правам земле­владения и балансовому держанию. Именно поэтому с приходом нового собственника АО “ЦТС” начало проводить работу по восстановлению документов, особенно по тем участкам путей, которые использовались без ведома балансодержателя. Переход на рыночные принципы в этой отрасли при соблюдении баланса интересов государства и тех, кто возит свою продукцию по подъездным путям, а также тех, кто ими владеет, как раз и является смыслом ее приватизации.

- По какой причине возник спор между АО “Центр транспортного сервиса” и ТОО “Транспортный логистический центр”?

- В период с 2018 по 2019 год судебными органами рассматривалось гражданское дело по исковому заявлению АО “ЦТС” к ТОО “Транспортный логистический центр - ТЛЦ” о признании недействительным договора купли-продажи железнодорожного подъездного пути протяженностью порядка 3,5 км между станцией Жетысу и Алматинской ТЭЦ-3. Основная причина иска заключается в том, что подъездной путь был продан покупателю без земельного участка, права на который за продавцом на момент его нахождения в собственности АО “НК “КТЖ” и продажи зарегистрированы не были. Государственная регистрация приобретенных покупателем железнодорожных подъездных путей у продавца на момент заключения сделки произведена не была. И об этом ему было прекрасно известно, поскольку документов о государственной регистрации ему никто не предоставлял, да и по имеющимся обстоятельствам предоставить не смог бы. Балансовая принадлежность путей на тот момент подтверждалась только ведомственными приказами, на основании которых, прежде чем провести тендер, по закону и было необходимо осуществить государственную регистрацию прав на недвижимость и земельный участок.

- Как вы считаете, суду удалось досконально разобраться в сути вашего спора?

- Суд первой инстанции подтвердил, что спорное имущество продано с торгов покупателю без земельного участка. Однако в обоснование своего первоначального решения об отказе в удовлетворении требований АО “ЦТС” опирался в основном на оценку законности процедуры проведения тендера. В итоге что стало причиной проведения такого тендера - пресловутый “звонок сверху”, вмешательство третьих сил или иные “неизвестные причины”, остается только догадываться. Зная об этом, покупатель даже заявлял в суде о том, что подъездные пути приобретались как движимое имущество. Однако согласно Земельному кодексу и закону РК “О железнодорожном транспорте” подъездные пути являются объектом недвижимости и от земельного участка неотделимы. Именно поэтому апелляционная коллегия и приняла решение о преждевременности и неполном исследовании доказательств.

- Законность и обоснованность состоявшихся решений местных судебных органов подтверждены на уровне кассационной инстанции, - подчеркивает Илья Михалкин. - В частности, судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РК установлено, что доводы сторон всесторонне рассмотрены, всем им дана надлежащая правовая оценка. Часть из них мотивированно принята в качестве доказательства, а другие отвергнуты. Таким образом, постановлено отказать в передаче ходатайства ТОО “Транспортный логистический центр - ТЛЦ” о пересмотре решений судов первой и апелляционной инстанции для рассмотрения в судебном заседании коллегией по гражданским делам Верховного суда.

После проведения пресловутого тендера спорные подъездные пути использовались ТОО “Транспортный логистический центр - ТЛЦ” без оформления на протяжении почти пяти лет. Его даже привлекли к административной ответственности за нарушение срока подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. И только в 2015 году - аккурат ко времени принятия решения о приватизации АО “ЦТС” - были предприняты попытки по регистрации и оформлению хоть каких-либо прав на данный объект. В результате удалось зарегистрировать только 1,4 км подъездного пути, но и это решение было отменено в связи с признанием судом недействительным договора купли-продажи.

Самое интересное, что в январе 2019 года ТОО “Транспортный логистический центр - ТЛЦ”, не дожидаясь рассмотрения дела апелляционной инстанцией, продало оспариваемое имущество некоему ТОО “Жеті Жол Строй Инвест”. Директор данной компании одно­временно занимал аналогичную должность в ТОО “Транспортный логистический центр - ТЛЦ”.

Апеллирование к верховенству закона и необходимости выстроить доверие общества к судебным органам - это, конечно, хорошо. Однако, наверное, нужно помнить, что меч Фемиды обоюдоостр - закон суров к тем, кто его нарушает, даже если они громче всех кричат о несправедливости и беззаконии.

Андрей КУСТОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее